Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во время испытаний наше поведение обычно меняется: мы беспокоимся, хуже спим, хуже едим, отказываясь от еды вовсе или переедая и, очевидно, это сложно назвать нашим сознательным выбором. Но что же мы должны делать сознательно? Ответ на этот вопрос звучит в 3-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 3.
1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня,
3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».
4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.
5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.
8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твоё.
Одно из самых распространённых испытаний, во время которого человек лишается покоя, — это болезнь. Думаю, практически не существует взрослых людей, которые не имели опыта переживаний о своём собственном здоровье или здоровье близких. Один мой знакомый как-то очень серьёзно заболел, при этом точный диагноз правильно поставлен не был, и он ждал дополнительных обследований. Он старался не подавать виду, что что-то происходит, но сам потерял интерес к еде и практически не спал по ночам. Да и как уснуть, если ты вместо того, чтобы строить планы на жизнь, мысленно выбираешь место на кладбище? Впрочем, переживаниями дело не ограничилось, потому что в какой-то момент он взял себя в руки и понял, что, если смерть близка, надо оставшуюся жизнь прожить несколько иначе. Он не был каким-то смертным грешником, ходил в храм, участвовал в таинствах, но всё же решил провести дополнительную ревизию и стал иначе вести себя с ближними, старался не манипулировать, не злословить, не задевать других. Чужая душа потёмки, и сложно сказать, что моим знакомым руководило в то время, но одно можно сказать точно, это изменение углубило его веру и сделало общение с ним совершенно другим.
Псалом, который мы сейчас услышали, написан пророком и царём Давидом в очень тяжёлое для него время, когда он бежал от собственного сына Авессалома, восставшего против него. Восстание сына переживается им очень тяжело, тем более что на сторону бунтовщика переходили новые и новые люди. Псалмопевец с удивлением замечает, что врагов становится всё больше... как обычно это бывает, люди, которые боялись высказаться во время силы Давида, переходят на сторону его врага во время его изгнания. Они не только враждуют против законного царя, но и пытаются подточить его веру, смеются над ним и публично сомневаются в том, что Господь поможет ему. Однако, Давид не боится! Он молится и уверен, что Бог его слышит. Он старается быть верным Богу и чувствует, что Господь с ним. Он гоним и жизнь его в опасности, но он ложится спать, спокойно спит и встаёт, потому что доверяет Богу и Тот поддерживает его. Конечно, Давид не бессмертен, он состарился и умер в своё время, но в минуту испытаний он не боялся и не метался от ужаса.
Обстоятельства жизни большинства читателей или слушателей этого псалма далеки от того, что переживал царь Давид. Мы не руководим государствами и против нас не восстают дети, желающие занять наше место. Но мы нередко ощущаем болезнь как врага, который нам угрожает... Врага, с которым мы боремся за нашу жизнь. И точно так же, как Давид был удивлён и удручён тем, что на него восстаёт его родной сын, нам может казаться, что наше собственное тело предаёт нас, восстаёт против нас и лишает опоры... Но, если это так, это значит, что вслед за Давидом, мы можем искать опору в верности Богу, в стремлении к праведной жизни. Заболев, мы можем не только лечиться, что вполне естественно, ведь и Давид совершал вполне очевидные военные действия, собирая вокруг себя сторонников... Вместе с внешними действиями, мы призваны изменить свою духовную жизнь, постараться не закрыться в своём страдании и страхе, но, через деятельную любовь окружающим людям, стать ближе к Господу.
Псалом 3. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 3. (Церковно-славянский перевод)
9 ноября. О жизни святой праведной Ольги Аляскинской

30 октября 2025 года Постановлением Священного Синода в месяцеслов Русской Православной Церкви включено имя святой праведной Ольги Аляскинской, ранее канонизированной Американской Православной Церковью, с определением празднования её памяти 9 ноября по новому стилю.
О жизни святой праведной Ольги Аляскинской — протоиерей Игорь Филяновский.
Святая праведная матушка Ольга родилась в 1916 году в посёлке Куитлук на Аляске в эскимосской семье. В русской православной миссии девочку крестили с именем Ольга. С детства она ходила в церковь и, по свидетельству современников, знала наизусть многие службы.
Когда выросла, то вышла замуж за Николая Майкла. Он работал почтальоном и содержал небольшой магазинчик в их поселке. Николай был далёк от церкви, но под влиянием жены воцерковился, стал чтецом, окончил семинарию святого Германа Аляскинского и был рукоположен в священники Свято-Никольского храма своего родного посёлка.
А матушка Ольга растила детей, у них с отцом Николаем их 13, но только 8 дожили до совершеннолетия. Детская смертность на Аляске, к сожалению, в те годы была очень высокая.
Но матушка Ольга не только поднимала своих детей, но и заботилась о своих односельчанах. Она была известна как опытная акушерка и принимала роды не только в своём посёлке, но и во всей округе.
Матушка Ольга всегда старалась помочь бедным односельчанам. Отдавала одежду своих детей, готовила еду, убирала, молилась с ними, пересказывала им Евангелие. Особенно она заботилась о женщинах, переживших домашнее насилие. К сожалению, в эскимосских семьях тех лет это было нередко.
За неустанную помощь ближним матушку Ольгу называли новой праведной Тавифой. Она скончалась в 1979 году. Почти сразу же возникло её местное почитание. Известно много её икон, где она изображена с тазом воды и полотенцем — такими атрибутами акушерки.
Прославление матушки Ольги в 2023 году стало важным духовным событием не только для православной церкви в Америке, но и для всего православного мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О разрушительной природе зла и милости Божьей
В 8-й главе Евангелия от Луки есть рассказ об изгнании бесов из гадаринского бесноватого, в котором звучат слова о Христе: «На горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им».
О разрушительной природе зла и милости Божьей — священник Родион Петриков.
В данном эпизоде гибель свиней обнажает разрушительную суть бесов. Они несут смерть всему, к чему прикасаются. Святой Иоанн Златоуст пишет так, что Бог попускает злу явить свою природу, чтобы человек свободно избрал добро.
Второе — жертва во имя человека. Две тысячи свиней — это огромная ценность. Даже сегодня это практически целый агрокомплекс. Но Христос показал, что жизнь одного человека, одной души, дороже всех стад мира. И тут нельзя не вспомнить Его другие слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит?»
Наконец, третье — это шоковая терапия для совести, педагогика шока. Люди, увидев чудо, испугались и просили Христа уйти. Почему же? А потому что и сердца цеплялись за земное. Гибель стада — это призыв очнуться. Когда вы гоните Бога, вы остаётесь с бесами и последствующим разорением.
Итак, главный урок, можно сказать, такой: Бог — это не маг, который исполняет наши капризы. Он — врач, готовый на радикальные меры, чтобы спасти нас для вечности. Доверимся Ему, даже когда Его пути кажутся странными. «Ибо Мои мысли — не ваши мысли», — сказано через пророка Исаию.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О знаках страданий Господа на теле апостола Павла как победе над грехом

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
О знаках страданий Господа на теле апостола как победе над грехом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Чтобы лучше понять, о каких язвах идёт речь, обратимся к чину монашеского пострига. Возлагая на тело новопостриженного параман — плат с изображением орудий казни Господа Иисуса Христа — и крест, игумен поясняет, что монах будет носить эти знаки страданий Господа во всегдашнее напоминание о поношении, уничижении, оплевании, ранах, распятии и смерти Спасителя, которые Бог добровольно претерпел ради нашего спасения.
Апостол Павел, откликаясь любовью ко Христу за спасение его от заблуждений и фарисейства, за избрание его Божьим посланником и проповедником христианской веры, добровольно претерпел страдания за имя Господне, назвав их Христовыми язвами. Он без гнева переносил избиения палками и камнями, его топили в море, бичевали, гнали из одного города в другой, обманывали, предавали, он терпел жажду, холод, голод и зной.
Обращаясь к галатам, апостол Павел не жалуется, как ему тяжело, а наоборот, хвалится этими страданиями, словно это знаки боевого отличия, награды за победу, за верность своему долгу и Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







