Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 42-48

Современные представления о гуманизме — уважении к человеческой личности, защите человеческой жизни — имеют христианские корни. Доказать это легко. Достаточно вникнуть в содержание отрывка из 5-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Сегодняшнее евангельское чтение посвящено отношению к врагам. Для лучшего понимания прозвучавших строк нам следует обратиться к ветхозаветному контексту, внутри которого Христос находился и проповедовал. Итак — кто, в понимании иудеев, был их врагом? Иноверцы и иноплеменники. Так выглядела упрощенная ветхозаветная логика. Подчеркну — упрощённая. Повелевая древним евреям покорить землю обетованную, Господь призвал их изгнать оттуда языческие народы. Но не потому, что Бог отказывал этим людям в звании собственно людей. Нет. Иноверцы и инородцы стали для иудеев врагами, потому что они являлись противниками заповедей Божиих. Но если кто-то из язычников принимал истинную веру, неприязнь, чаще всего, сходила на нет.
Вот в чём состоит смысл следующих библейских строк. «Когда ты служишь Господу, Богу твоему, «не делай так (как они, то есть язычники)..., ибо всё, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим» — читаем мы в книге Второзаконие. Таким образом, гнев Божий был адресован не людям, а их образу жизни. В данном случае развращающему души идолопоклонству. Впрочем, ненависть Божия проявляла себя к грешникам из избранного народа. Сколько раз Господь наказывал древних иудеев за их отступничество! Даже лишал их родины почти на 70 лет, когда Израиль находился в Вавилонском плену. Но человек так устроен, что видит и помнит только то, что выгодно. И глубокие вещи мы стремимся упростить, сделать такими, чтобы жить стало удобно.
Вот и ко времени земной жизни Христа логика иудеев стала простой — враги могут быть только внешними, а если ты по крови принадлежишь к потомкам Авраама, тебе якобы опасаться нечего. А ещё — не может человек пребывать в общении с Господом и в то же время любить врагов Израиля. Ненависть для древнего еврея являлась фактически религиозной нормой, оправдывающей, в том числе, и самые нелицеприятные поступки.
Христос совершает решительные действия — Он восстаёт против сложившегося образа мыслей и действий, напоминает людям, в чём состоит заповедь Божия о принадлежности к истинной вере. А именно — что нужно ненавидеть грех, ему сопротивляться, а человека, даже инородца, миловать, потому что и он — дитя Божие. Спаситель вместо созданного человеческим сознанием образа Бога-мстителя проповедует Бога-Любовь: «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас... да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Спаситель даёт Свою заповедь — обещает счастье тем, кто милостив, то есть милосерден и сострадателен ко всем. Такого человека помилует Бог: «Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут». Эти слова для современников Христа звучали очень необычно. Древние евреи считали, что нужно быть не милостивым, а справедливым. Христос же призывает к другому — просит не мстить, иметь внутри силы остановить зло здесь и сейчас. Ведь, собственно, и ветхозаветная заповедь о борьбе с противниками Божиими была не столько о других людях, сколько о внутренней стойкости верующего в Бога истинного. Если есть этот стержень верности и чистоты, всё внешнее не будет иметь силы, но, наоборот, изменится под влиянием милостивой благодати Господней.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов