
В окружающем нас мире редко когда приходится жить спокойно. То и дело случаются события, которые приносят с собой тревоги, переживания и даже страдания. Где же бедному человеческому сердцу найти успокоение? Тот, кто верует в Бога, конечно же, ответит — в Боге! И не ошибётся. Именно так утверждает автор псалма 86-го, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 86.
1 Сынов Кореевых. Псалом. Песнь.
2 Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.
3 Славное возвещается о тебе, град Божий!
4 Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: «такой-то родился там».
5 О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его».
6 Господь в переписи народов напишет: «такой-то родился там».
7 И поющие, и играющие, — все источники мои в тебе.
Псалом 86-й был написан не царём Давидом, а значительно позже — при преемнике Давида царе Езекии. Услышанное нами библейское произведение наполнено радостью, даже ощущением какого-то триумфа. Что совершенно не случайно! Ведь прочитанный псалом составили после чудесного избавления Иерусалима от многочисленного и озлобленного ассирийского войска во главе с правителем Сеннахиримом. Тот сначала обложил Иудею данью, а затем решил всё же разорить Иерусалим, полностью разграбив его богатства. Благочестивый царь Езекия делал всё, чтобы избавить страну от нашествия захватчиков. Пытался договориться, откупиться, заключить договор с Египтом — конкурентом Ассирии. Всё без толку. Сеннахирим был неумолим — он, в конце концов, осадил Иерусалим и начал готовиться к штурму города. Ассирийские солдаты стали даже устраивать насыпь, чтобы преодолеть стены иудейской столицы. Езекия вместе с подданными наложили на себя пост, стали с покаянием молиться Богу, понимая, что нет никакого земного средства избавления от неприятеля. И случилось чудо. В стане ассирийцев началась эпидемия какой-то тяжёлой болезни. В итоге, Сеннахирим вынужден был вернуться домой, где вскоре погиб от рук собственных сыновей. А Иерусалим устоял. И всем тогда было очевидно — Бог на стороне древних евреев. Поэтому автор псалма с радостью констатирует: «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. Славное возвещается о тебе, град Божий!» Действительно. Проявленное благословение Божие, Его защита прославили Иерусалим среди языческих народов. Те на опыте осознали, что лучше не связываться с маленькой Иудеей, ведь на её стороне могущественный Господь. А Иерусалим не какой-то захудалый городок. Про родившихся там будут теперь говорить с уважением: «вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: „такой-то родился там“. О Сионе же будут говорить: „такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его“». Удивительным и неожиданным образом прославилась Иудея — прославилась тогда, когда, с человеческой точки зрения, должна была бы пасть, исчезнуть. Проявленная милость Божия оказалась велика, но сильным было и искушение полагать, что так будет всегда. Вне зависимости от того, как будет жить ветхозаветный народ избранный. Пройдёт не так уж и много времени, евреи снова впадут в идолопоклонство. И тогда новый правитель Вавилона — Навуходоносор II — захватит и разграбит Иерусалим. Храм Божий будет уничтожен, а евреи попадут в рабство. И всё потому, что в отличие от Езекии, перестанут на Бога надеяться, жить по Его заповедям. Прозвучавший псалом имеет поучительное значение. Он напоминает нам, что единственной опорой и для человека, и для народа в этом постоянно меняющемся мире может быть только верность Богу и Его заповедям. Всё остальное непостоянно, неустойчиво, бренно. Потому, если хотим, чтобы мы и наши дети радовались миру и тишине, будем трудиться духовно, стараясь не на словах, а на деле служить правде Господней. И тогда мы окажемся так же крепки и непобедимы, как Иерусалим в годы верности Богу.
Псалом 86. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 86. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какую роль на моём пути к Богу должны играть другие верующие люди? В какой степени я могу впустить их в свою жизнь? Достаточно ли просто их знать по именам и здороваться при встрече? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Перед нами вступление послания апостола Павла к христианам города Рима. Помимо стандартных приветственных формул, которые мы можем увидеть и в других письмах апостола, здесь говорится об очень неформальном и личном. Апостол благодарит Бога не только за то, что благодаря римским христианам вера распространяется по империи. Он наполнен благодарностью за то, что Господь дал ему этих людей. Ведь он ощущает с ними подлинное единство. Переживает его на самом глубинном, духовом уровне. Поэтому и пишет он, что постоянно вспоминает о них, поэтому и просит Бога устроить их встречу.
Чувства апостола можно понять. Мир языческого Рима был далеко не монолитным. В религиозном отношении он напоминал огромный котёл, в который свалили всё, что под руку попалось. Найти в этом компоте единомышленников было не так-то просто. Если это удавалось, то это было действительно подарком Неба, великой отрадой и утешением. Поэтому и пишет апостол, что желает утешиться общей верой вместе с ними. Он мог не только делиться с этими людьми своим духовным опытом, но и получать через них необходимую для своей миссии поддержку.
Во многом наша ситуация отлична от той, в которой жили первые христиане. Даже с неверующими и некрещёными людьми мы можем говорить о главном на общем языке просто по факту того, что все выросли и воспитаны в европейской культурной традиции. А это традиция, которая в своей основе имеет Евангелие. Наш мир — это в целом мир христианский. Однако в каком-то смысле и мы сейчас находимся в ситуации апостола. Ведь даже если мы разделяем с человеком общие ценности, даже если у нас общие представления о Боге, это не означает, что мы единодушны. Бывает, что мы годами ходим в храм, а людей, которые нас окружают, едва ли знаем по именам. Да и они особо нас не примечают. В этом смысле мы одиночки. И это не норма церковной жизни. Не норма, что мы не можем найти тех, с кем могли бы сблизиться так, как сближаются люди в детстве и юности. Но чтобы это уже было не просто беззаботное времяпровождение, а новое единство, на основе общей веры во Христа, скреплённое силой церковных таинств.
Поэтому счастлив тот, кто может подобно апостолу Павлу искренне, от всего сердца поблагодарить Бога за то, что Тот помог ему найти своих. Тех, кто принимает нас безусловно, такими, какие мы есть. И кого мы принимаем таким же образом. Тех, к кому я хочу вернуться, чтобы поделиться своими достижениями, своими неудачами, своим духовным опытом и получить поддержку и духовный опыт самому. В таком единстве Бог открывается полноценно и действует беспрепятственно. Как Сам Он говорит, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». И это есть Церковь, Тело Христово. И спасаемся мы, лишь будучи участниками этого Тела. А потому каждый из нас призван такое единство найти. Для полноценной духовной жизни — это вопрос принципиальный. Всё, что для этого требуется, — молить об этом Спасителя и прилагать к этому поиску собственные усилия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Занятия в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями

Саше 26 лет, и у него ментальные нарушения. Это выражается в его поведении, мышлении и способности взаимодействовать с другими. Тем не менее он — жизнерадостный и активный. Молодой человек не привык сидеть сложа руки, ему важно куда-то направлять свою энергию. Но придумать себе занятие сам он не может, поэтому ему необходима поддержка и чуткое руководство. Всё это он находит в московском центре социальной реабилитации для особенных людей «Турмалин». Здесь Саша вот уже пять лет с удовольствием трудится в свечной и столярной мастерских.
Этапы изготовления свечей особенно пришлись ему по душе. Он совершает определённые действия и тут же видит результат, что для него очень важно. Но и работа с деревом Саше тоже нравится. В столярной мастерской он вместе с мастером шлифует крупные предметы и забивает гвозди.
Посещение таких мастерских для особенного молодого человека — это прежде всего социальная адаптация, а ещё возможность общаться в радостной, дружелюбной и поддерживающей среде.
Благодаря центру социальной реабилитации «Турмалин» люди с инвалидностью обретают своё место в жизни, становятся гораздо увереннее и общительнее, раскрывают свои таланты.
Поддержите проект, очень нужный особенным людям. Сейчас на сайте центра «Турмалин» идёт сбор на организацию занятий в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями. Вы можете принять в нём участие, оставив любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Историческое наследие Новгорода». Сергей Брюн
У нас в студии был генеральный директор Новгородского государственного музея заповедника Сергей Брюн.
Разговор шел об истории Великого Новгорода и о сохранении культурного и исторического наследия этого города.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ; (эфир 09.06.2025)
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода; (эфир 10.06.2025)
Третья беседа с Анатолием Оксенюком была посвящена святыням Новгорода; (эфир 11.06.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена архитектуре Новгорода. (эфир 12.06.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер