
Деян., XXIII, 1-11

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Книга Деяний святых апостолов свидетельствует, что Христовы ученики использовали для проповеди Христа Воскресшего любые, даже самые, как кажется, неподходящие поводы. Один из множества примеров такого рода содержится в 23-й главе книги Деяний, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 23.
1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.
6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.
10 Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.
11 В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.
Те иудеи, о которых мы читаем в Новом Завете, как правило, предстают не в самом лучшем свете. Так и в только что прозвучавшем отрывке книги Деяний: без какой-либо вины, без суда, без вынесения приговора первосвященник Анания отдаёт повеление бить апостола Павла. Конечно, Павел возмутился, однако его возмущение мгновенно прошло в тот момент, когда он узнал, что повелевший его бить человек — первосвященник. Более того, апостол тут же подтвердил мысль своих судей цитатой из библейской книги Исход: «Судей не злословь и начальника в народе твоём не поноси» (Исх. 22:28).
Этот эпизод может показаться незначительным, однако нам стоит к нему присмотреться хотя бы по той причине, что Павел, высказав своё негодование, после замечания о первосвященнике оказался совершенно спокойным, настолько, что сам привёл нужную цитату из Священного Писания. Такая реакция нехарактерна для того, кто сосредоточен лишь на земном, но она не должна быть чем-то незаурядным для христиан. Блаженный Августин по поводу этого эпизода книги Деяний заметил, что саму реакцию апостола Павла можно интерпретировать как проповедь, эту проповедь блаженный Августин воспроизвёл так: «Я знал другого Первосвященника, за Чьё имя я это терплю, Которого нельзя злословить и Которого вы злословите, ибо возненавидели во мне Его имя».
Вряд ли члены синедриона поняли мысль апостола, но это и неудивительно, ведь и другой синедрион, тот, что осудил Спасителя, тоже не смог понять, причём понять он не смог слова и действия Самого Христа.
Мы видим, что апостолы не смущались от неудач в проповеди. Они использовали для неё все возможности, и просто делали то, что должны были делать, — они свидетельствовали о Христе Воскресшем. К тому же самому они призывают и нас — не смущаться и всей своей жизнью благовествовать Евангелие Христово!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 74. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.
2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои.
3 "Когда изберу время, Я произведу суд по правде.
4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее".
5 Говорю безумствующим: "не безумствуйте", и нечестивым: "не поднимайте ро'га,
6 не поднимайте высоко ро'га вашего, [не] говорите [на Бога] жестоковыйно",
7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,
8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.
10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,
11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.
23 июля. О том, что оскверняет человека

В 15-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
О том, что оскверняет человека, — священник Захарий Савельев.
Господь говорил, что то, что исходит из уст, оскверняет человека. Здесь человек, конечно, подразумевается каждой абсолютно нации, принадлежности к какой-либо фамилии. Абсолютно каждый человек Богом призван к тому, чтобы из своего сердца не выпускать зло ни мысленно, ни словесно, ни, конечно, делами.
И вот как раз Господь здесь призывает всех нас внимательнее относиться к своему сердцу. Господь здесь даёт на самом деле совет по тому, как нужно быть счастливым, по тому, как достичь счастья.
И вот этот совет по тому, как нужно нам достичь счастья, каждого из нас сегодня призван вдохновить на борьбу со своими грехами и на особый контроль за своими поступками, за своими словами.
Если даже человек, может быть, иногда какие-то внешние традиции нарушает, то он меньше согрешает, чем если бы он соблюл все традиции и что-то злое выпустил из своих уст, потому что, как мы знаем, словом можно убить.
Грех сквернословия также относится к этому перечню того, что злое извергается из нашего сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июля. Об отношениях с ещё не пришедшими к вере супругами

В 7-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее».
Об отношениях с ещё не пришедшими к вере супругами — священник Родион Петриков.
Как жить, когда под одной крышей разные миры? Когда утром вы идёте на святую божественную литургию, а супруг смотрит на это с недоумением, а может, просто продолжает крепко-крепко спать.
Апостол Павел даёт удивительный совет. Не бегите от этих испытаний. Ваш брак — не ошибка, а призвание. Тёплый свет веры растопит рано или поздно лёд взаимонепонимания. Ведь вера передаётся не через споры, аргументы, доказательства, а именно через дух, терпение, любовь и молитву.
Удивительный пример из нашей истории: святой Патрикий молился за свою жену-язычницу 30 лет. И она не только крестилась, но и стала святой. А сколько случаев, когда муж годами не переступал порог храма, но однажды, увидев женское смирение в испытаниях, неожиданно спросил: «Дорогая, научи и меня верить».
Главное, помнить три правила. Первое: не давить. Ваша вера должна быть привлекательной, а не навязчивой. Второе: не лицемерить. Надо стараться жить так, чтобы неверующий супруг видел подлинность нашей веры. Помните, вера без дел мертва. Третье: молиться. Потому что только всемогущий Бог может касаться сердца человеческого.
Семья — это не два совершенных человека, а двое несовершенных, которые при этом учатся любить друг друга по-настоящему. Пусть наши дома станут теми самыми малыми храмами, где даже самый далёкий от веры человек почувствует однажды тепло Христовой любви.
Все выпуски программы Актуальная тема