
Деян., 43 зач., XX, 7-12.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Однажды я чуть не стал виновником дорожно-транспортного происшествия — когда ехал очень уставшим и начал засыпать за рулём. Соблазн проехать ещё немного был очень велик — и от беды спасло то, что каким-то краем уже отключившегося сознания я успел заметить, что почему-то фары встречных машин начали светить прямо в лоб.
Не просто так я вспомнил про этот эпизод — он имеет прямое отношение к отрывку из 20-й главы книги Деяний святых апостолов, который сегодня читается в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 20.
7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
В состоянии переутомления наш организм иногда предпринимает решительные действия, особо не спрашивая на то нашего разрешения как личности. И, как описывается в Деяниях, человек может даже вывалиться из окна, не заметив, как отключилось его сознание.
Но в сегодняшней истории это «выпадение» — более чем драматично: ведь происходит всё это в самый неподходящий момент, когда слушатели апостола Павла, буквально зачарованные его речью — речью долгой, захватывающей, проникновенной — уже начинают ощущать веяние новой жизни, нового Духа — а их сердца заходятся от радости предвкушения открытия совершенно новых горизонтов в отношениях с Богом. И всё это — несмотря на усталость и продолжительность встречи. Если внимательно всмотреться в текст, мы увидим своего рода двенадцатичасовой марафон проповеди Павла — немудрено, что не всякий был в состоянии такое вынести!
Юноша Евтихий, который оказался охвачен «тяжёлым сном» — падает в самый неподходящий момент. Словно бы откуда-то извне через это несчастье происходит всеобщее «заземление», существенное понижение вдохновенного пафоса происходящего. Любого другого человека — только не апостола Павла — такое событие быстро бы выбило из колеи: а может я что-то не так делаю, раз такая беда происходит у меня на глазах? Но — и здесь мы подходим к очень важному моменту — только не для апостола Павла! Он, в отличие от окружающих его людей, — не просто не «фаталист», он — ярый «антифаталист»: никакой предопределённости, никакой жёсткой судьбы, никакого драматического рока — если мы со Христом! «Всё — абсолютно всё — могу об укрепляющем меня Иисусе!» — уверен апостол. И чтобы это не было голословным, он спускается к упавшему юноше, обнимает его — и вот, вскоре он приходит в себя и на окошко больше не садится.
К чему я веду? Первое — если клюешь носом, лучше прекратить дела и пойти отдохнуть. Хотя бы немного. Особенно когда ты за рулём: попытка «выехать на силе воли» и не поддаться сонливости может легко закончится трагедией. Второе — всё, описанное нам в книге Деяний в истории с Евтихом, — замечательный образ того, что когда вера во Христа сильна, когда Его присутствие, Его действие в жизни очевидно — даже самые, казалось бы, неразрешимые ситуации, оказывается, вполне могут иметь самый положительный и вдохновляющий конец!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема