
Деян., 43 зач., XX, 7-12.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Однажды я чуть не стал виновником дорожно-транспортного происшествия — когда ехал очень уставшим и начал засыпать за рулём. Соблазн проехать ещё немного был очень велик — и от беды спасло то, что каким-то краем уже отключившегося сознания я успел заметить, что почему-то фары встречных машин начали светить прямо в лоб.
Не просто так я вспомнил про этот эпизод — он имеет прямое отношение к отрывку из 20-й главы книги Деяний святых апостолов, который сегодня читается в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 20.
7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
В состоянии переутомления наш организм иногда предпринимает решительные действия, особо не спрашивая на то нашего разрешения как личности. И, как описывается в Деяниях, человек может даже вывалиться из окна, не заметив, как отключилось его сознание.
Но в сегодняшней истории это «выпадение» — более чем драматично: ведь происходит всё это в самый неподходящий момент, когда слушатели апостола Павла, буквально зачарованные его речью — речью долгой, захватывающей, проникновенной — уже начинают ощущать веяние новой жизни, нового Духа — а их сердца заходятся от радости предвкушения открытия совершенно новых горизонтов в отношениях с Богом. И всё это — несмотря на усталость и продолжительность встречи. Если внимательно всмотреться в текст, мы увидим своего рода двенадцатичасовой марафон проповеди Павла — немудрено, что не всякий был в состоянии такое вынести!
Юноша Евтихий, который оказался охвачен «тяжёлым сном» — падает в самый неподходящий момент. Словно бы откуда-то извне через это несчастье происходит всеобщее «заземление», существенное понижение вдохновенного пафоса происходящего. Любого другого человека — только не апостола Павла — такое событие быстро бы выбило из колеи: а может я что-то не так делаю, раз такая беда происходит у меня на глазах? Но — и здесь мы подходим к очень важному моменту — только не для апостола Павла! Он, в отличие от окружающих его людей, — не просто не «фаталист», он — ярый «антифаталист»: никакой предопределённости, никакой жёсткой судьбы, никакого драматического рока — если мы со Христом! «Всё — абсолютно всё — могу об укрепляющем меня Иисусе!» — уверен апостол. И чтобы это не было голословным, он спускается к упавшему юноше, обнимает его — и вот, вскоре он приходит в себя и на окошко больше не садится.
К чему я веду? Первое — если клюешь носом, лучше прекратить дела и пойти отдохнуть. Хотя бы немного. Особенно когда ты за рулём: попытка «выехать на силе воли» и не поддаться сонливости может легко закончится трагедией. Второе — всё, описанное нам в книге Деяний в истории с Евтихом, — замечательный образ того, что когда вера во Христа сильна, когда Его присутствие, Его действие в жизни очевидно — даже самые, казалось бы, неразрешимые ситуации, оказывается, вполне могут иметь самый положительный и вдохновляющий конец!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о судьбе священномученика митрополита Серафима (Чичагова), о том, как он оставил карьеру военного ради служения в Церкви, о том, как он участвовал в составлении жития и прославлении преподобного Серафима Саровского, о многочисленных арестах после революции и о том, как был расстрелян на Бутовском полигоне.
В центре разговора — духовное наследие митрополита, его книги, труды, удивительный путь от светской жизни к глубокой вере и послушанию Христу.
Говорим о том, что такое духовная зрелость и как научиться распознавать Божью волю: почему важно в молитве не только говорить, но и услышать, чего хочет от нас Господь. Прозвучит рассказ и о монахине Серафиме, внучке митрополита — её жизни, обретении веры, роли в сохранении памяти о дедушке.
Особое внимание — тому, как передаётся вера: через личный пример, живое слово, участие в жизни ближнего. Почему важно не просто знать, но и жить Евангелием. И как духовная связь с подвижниками прошлого помогает нам быть честнее, внимательнее и благодарнее — в собственном пути к Богу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Зимнее утро»

«Зимнее утро». Россия, режиссёр Николай Лебедев
— В середине 20 века отрезаны от всего света, насильственно отодвигают назад чуть ли не в ледниковый период. И вот вопрос: можно таким образом превратить современных людей в троглодитов? Останемся ли мы людьми во всём? Понимаете — во всём! И ответить на этот вопрос должен каждый.
Глубокий философский монолог звучит зимой 1941-го, под разрывы вражеских снарядов, в бомбоубежище блокадного Ленинграда. Только что мы с вами услышали фрагмент из кинофильма «Зимнее утро». Ленту о том, как жил, стоял и не сдавался осаждённый немцами город, снял в 1967-м году режиссёр Николай Лебедев по мотивам произведения Тамары Цинберг. Повесть эта тоже родилась в ленинградском бомбоубежище — во время артиллерийских обстрелов, чтобы отвлечь маленького сына, писательница рассказывала ему истории, которые придумывала сама. Одну из них Тамара Цинберг впоследствии издала под названием «Седьмая симфония». Она и стала сценарием для фильма «Зимнее утро» — по мнению кинокритиков, одной из лучших картин о ленинградской блокаде.
Признаюсь, был немного удивлён, когда узнал, что на 6-м Московском международном кинофестивале в 1969-м лента завоевала Золотой приз как лучший детский фильм. Безусловно, смотреть его с детьми можно и даже нужно. И в то же время он затрагивает такие глубокие вопросы человеческого бытия, что, пожалуй, любой взрослый после просмотра крепко призадумается. Впрочем, победила картина «Зимнее утро» в 1969-м году и в другой номинации фестиваля — «Самый добрый фильм». Это была заслуженная награда: лента действительно необыкновенно светлая несмотря на то, что повествует о трагической странице нашей истории.
Однако вернёмся к сюжету. Двенадцатилетняя Катя Никанорова живёт в осаждённом Ленинграде без родителей. Мать умерла от истощения. Отец погиб на фронте. Голод, холод и безысходность настолько измотали девочку, что она даже перестала прятаться от бомбёжек. Когда во время воздушной тревоги все бежали в укрытие, она оставалась в квартире и под грохот орудий читала книгу. Но однажды соседке удалось убедить Катю выйти. Она попросила девочку поскорее отнести в убежище какого-то ребёнка, а сама тем временем побежала обходить оставшиеся квартиры. Чей это малыш, откуда он — рассказать не успела. Через несколько минут немецкий снаряд уничтожил Катин дом и всех, кто там остался. Так в блокадную зиму Катя осталась без крыши над головой и с незнакомым маленьким мальчиком на руках. Девочка называет его Серёжей. Вместе они пытаются выжить в новых обстоятельствах.
Не вдаваясь в детали, чтобы зрители могли увидеть всё сами, хотелось бы сказать о картине, наверное, самое главное. Режиссёр Николай Лебедев снял не просто военную драму. Он рассказал о том, что помогало человеку оставаться человеком в те страшные годы. Не позволяло ему сломаться, давало волю к жизни. Об этом в одном из эпизодов говорит Катя своему знакомому, капитану Алексею Петровичу Воронову.
— Правда-правда, Алексей Петрович. Если бы не он, не Серёжа, меня бы тоже на Пескарёвку свезли. Ничего не стала бы делать для себя. Я тогда очень устала...
Спасая Серёжу, Катя, сама того не сознавая, спасала и саму себя. И не только себя. Фильм «Зимнее утро» раскрывает перед нами чудо любви, которая сильна всё преодолеть. Кстати, Катю потрясающе искренне сыграла Таня Солдатёнкова — непрофессиональная актриса, советская школьница. Многие актёры, занятые в картине, знали не понаслышке, что такое война. Фронтовиком был исполнитель роли капитана Воронова, Николай Тимофеев. Лилии Гуровой, сыгравшей его супругу, довелось побывать в оккупации. А режиссёр фильма Николай Лебедев — кавалер ордена Красной Звезды, он воевал на Ленинградском фронте.
Мне запомнился эпизод, в котором беседуют двое немцев-наводчиков на наблюдательном пункте. Кончается зима, которую, по всем расчётам фашистов, ленинградцы не должны были пережить. Но случилось иначе...
— Почему в предутренние часы встревожили фашистских офицеров всполохи над осаждённым городом? Это пожары, — сказал младший. — Нет, не пожары, — ответил ему старший. — В том-то и дело, что не пожары. Это пошли трамваи. И после такой-то зимы... Непостижимый народ эти русские...
Да, для врага мы были непостижимы. Потому что перед лицом огромной беды стояли не каждый сам за себя, а все вместе — за родную землю. Потому что не выживали, а жили, помогая друг другу. Потому что не было чужих — а были братья и сёстры. Режиссёр-фронтовик Николай Лебедев видел это своими глазами. И показал нам в своей картине «Зимнее утро».
Псалом 75. Богослужебные чтения

В жизни человека окружают не только любимые, родные и друзья. Нередко мы живём в окружении тех, кто к нам равнодушен или даже враждебен. Какое же оружие Господь разрешает нам использовать против своих врагов и недругов? Ответ на этот вопрос можно найти в 75-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 75.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетённых земли.
11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
Только что прозвучавший псалом — это песнь победы. Бог здесь представлен как грозный воин. Чтобы Его охарактеризовать, псалмопевец использует такие эпитеты, как «славный», «могущественный», «страшный». В древневосточной литературе, традиции которой заимствует и Священное Писание, эти титулы обыкновенно относятся к царям-победителям. Да и весь псалом пропитан воинскими образами и символикой. Здесь говорится о сокрушении врагов, о луке и стрелах, о мече и защите, о конях и колесницах, о сражениях и поверженных, о победителях и трофеях.
Вероятно, поводом для написания 75-го псалма является какая-то важная битва. Учёные предполагают, что речь может идти или об одной из побед царя Давида над могущественными язычниками, каких в ту пору вокруг Израиля было множество. Или же это может быть победа, которую евреи одержали в 701 г. до Р.Х. над ассирийским войском во главе с царём Сеннахиримом. Как бы то ни было, победа приписывается не людям, а Богу.
Псалмопевец говорит, что Он «могущественнее гор хищнических», то есть Он искуснее, чем самые умелые охотники, или же опаснее, чем самые хищные звери, которые обитают в горах. Его добычей становятся даже «крепкие сердцем», то есть самые отважные и твёрдые воины. Как говорится в псалме, перед Господом они «уснули сном своим». Другими словами, они были так парализованы страхом, что вели себя, будто во сне. Их сила, умения, навыки оказались бесполезными. Поэтому и пишет автор псалма: «не нашли все мужи силы рук своих». Не только люди, но и наиболее грозная мощь древних армий, «колесницы и кони» «вздремали», то есть так же оцепенели перед Богом.
В итоге Господь как царь-победитель правит в Иерусалиме, который здесь назван Салимом и Сионом. Его имя известно всем людям земли. И к нему на поклон и на суд приходят правители всех народов. И заканчивает автор псалом призывом к каждому своему слушателю и читателю: «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному».
Эти весьма кровожадные древневосточные образы получают кардинальное переосмысление в свете Евангелия Христова. Действительно, в руках Бога находится самое грозное оружие на земле. Этим оружием Он сокрушил врагов и покорил Себе целые царства. Однако это не грубая физическая сила. Она не имеет ничего общего ни с явным насилием, ни с тонкими манипуляциями. Сила Бога — это сила жертвенной любви вплоть до Самоуничижения. Бог завоевал сердца людей, прислуживая им кротко и смиренно, как самый последний слуга. Он служит нам, как любящий родитель служит своему непутёвому ребёнку. Лишь такая сила способна растопить самое жестокое сердце и повернуть к себе лицом даже самых злейших врагов. А потому всех нас, подобно псалмопевцу, Господь призывает в Своём Евангелии прийти к Нему и получить этот дар. Взять на вооружение заповедь о служении ближним. Ежедневно воспитывать в себе этот не простой, но духовно необходимый навык. Если решимся на это и наберёмся терпения, тогда победа Бога над нашими недругами и противниками станет всего лишь вопросом времени.