
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую псалмы так или иначе затрагивают тему страдания и поиска справедливости. Но есть и псалмы совсем иного рода — благодарственные и хвалебные. В этих псалмах нет ничего, кроме славословия Бога и воспевания Его величия. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит один из таких псалмов — 144-й. Это довольно пространный псалом, давайте послушаем его вторую часть.
Псалом 144.
Хвала Давида.
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём.
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;
11 да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоём,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоём и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твоё — царство всех веков, и владычество Твоё во все роды. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.
14 Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в своё время;
16 открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
Как мы только что услышали, наряду со славословием Бога 144-й псалом содержит в себе и некоторые важные истины о Боге и о Его отношении к человеку.
Бесспорно, что Бог — наш Творец и Промыслитель, Он слышит наши молитвы, Он ведёт нас ко спасению, Он наставляет нас и поддерживает. Более того, Он даёт нам и саму жизнь. Однако есть одна сложность, которую, как показывает практика, не в состоянии осознать некоторые наши современники. Они не могут понять вот что: если Бог слышит любую молитву, то зачем нужны посредники в виде священнослужителей и вообще всей довольно громоздкой и запутанной церковной структуры? Те, кто задаётся этим вопросом, в качестве аргумента могут привести главного автора Псалтыри царя и пророка Давида: Давид не был священником, он взывал к Богу напрямую и был услышан. Впрочем, не только Давид поступал таким образом, подобных примеров в истории неисчислимое множество. Так зачем же нужны посредники?
Ответ 144-го псалма звучит так: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс. 144:17–18). Здесь обращает на себя внимание довольно загадочное выражение про призывающих Бога «в истине», и это выражение нуждается в пояснении. Речь здесь идёт не только о догматически верном представлении о Боге, но и о том, чтобы в молитве искать, в первую очередь, самого Бога. Именно об этом, комментируя 144-й псалом, написал блаженный Августин, его слова звучат так: «Многие призывают Его, но не в истине. Они ищут чего-то другого от Него, но не ищут Его Самого».
Да, до такой высоты способны дойти не все, и очень непросто встретить человека, который стремился бы лишь к Богу, а не к тому, что Бог может дать. Однако именно к такому человеку близок Бог, именно такого человека Он слышит, и такой человек может стать посредником для тех, кто не взошёл на нужную высоту. Церковь предполагает и надеется, что священники будут именно такими людьми, и дай Бог, чтобы это ожидание Церкви оправдалось!
Псалом 144. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 144. (Церковно-славянский перевод)
Скряги

Жили на свете муж с женой. Только и думали они с утра до вечера, как бы разбогатеть, но при этом поменьше работать.
Спорили они между собой, спорили и решили устроить постоялый двор. Даже неплохо дела у них пошли, а большой прибыли и богатства всё равно нет. Богатые гости добро привезут, переночуют, да с собой увозят. А с бедняка что возьмешь? Да и хлопот с гостями каждый день много.
И вот забрёл однажды на постоялый двор почтенный старец — борода белая, посох длинный, на посохе красной тушью иероглифы выведены: «Коли я войду в ворота, всех избавлю от заботы». Прочитали муж с женой надпись на посохе, и подумали: «Вот кто нас от забот избавит и поможет без труда разбогатеть».
Впустили они путника за ворота и стали расспрашивать: расскажи, как ты людей от забот избавляешь?
— Есть у меня одно лекарство, которое проникает в человеческий ум и сердце, — отвечает старец, — Только действует волшебное зелье на всех людей по-разному, и само решает, кому какую пользу принести, от каких избавить забот и невзгод...
Услыхали это муж с женой и стали просить старца, чтобы продал им волшебное зелье. Но тот даром вручил им пузырёк с лекарством, и пошёл своей дорогой, постукивая посохом.
Обрадовались муж с женой, выпили лекарства от забот и хлопот — а они совсем не убавились. Одному гостю обед принеси, второму постель застели...
И надумали они подлить волшебного зелья какому-нибудь богатому гостю в рис или в чай. Забудет он про все свои мешки и тюки, оставит их на постоялом дворе, а хозяева их подберут, спрячут, и без лишних забот наконец-то разбогатеют.
Надо же такому случиться, что в тот же вечер заехал на постоялый двор богатый купец. Ларцы жемчугом набиты, мешки — яшмой, ящики — кораллами да бирюзой. А украшений золотых и серебряных вообще не счесть! Разгорелись у жадных хозяев глаза. Пока муж смотрел, как купец в своей комнате сокровища возле очага складывает, жена на кухне подлила постояльцу в чай волшебного зелья. Гость за ужином выпил целый чайник чаю и довольный спать лег. А муж и жена от нетерпения всю ночь глаз не могли сомкнуть, перебирая в уме чужие сокровища.
Рано утром, как только купец уехал с постоялого двора, муж и жена кинулись в его комнату. Все углы обыскали — пусто: ничего не забыл взять с собой купец, хоть бы колечко обронил...
— Похоже, обманул нас старик с посохом, — сказала жена. — Я-то думала, его лекарство память отбивает...
— Ой, а ведь мы с тобой забыли с этого купца за ночлег деньги взять! — вдруг вспомнил муж.
Скряги до сих пор спорят: то ли зелье всё же было волшебное, то ли жадность у людей последний ум отнимает. А вы как думаете?
(по мотивам китайской народной сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Частная коллекция, доступная всем

Фото: Anton Maksimov 5642.su / Unsplash
Я часто захожу на один из своих любимых порталов «Баба-Деда» — площадку для представителей старшего поколения и их взрослых детей. Недавно прочитала там о Татьяне Васильевне Антоновой, историей которой делюсь со всеми!
В небольшом старинном городе Олонец, что на юге Республики Карелия, немало достопримечательностей. Старинные храмы и монастырь, подвесные мосты через реки Олонка и Мегрега, театр и национальный музей карелов-ливвиков — одного из коренных народов этих мест. Память о Великой Отечественной войне увековечена в мемориале Неизвестному солдату и братской могиле советских воинов и партизан. А ещё в Олонце есть уникальный военный музей — частная коллекция, собранная местной пенсионеркой Татьяной Антоновой.
Всё началось много лет назад, когда фронтовик Иван Иванович, свёкр Татьяны, отдал ей на хранение свои боевые награды. Она обещала их беречь, а в результате собрала целую коллекцию раритетов!
В те годы наша героиня работала на стройке и часто ездила в командировки. Её трудовой стаж составил без малого сорок лет, и всё это время Татьяна привозила из карельских городов и селений военные реликвии и предметы быта. Найденные сокровища до поры до времени складывала в доме покойного свёкра, а когда коллекция стала внушительной, задумалась об экспозиции. Так и произошло: в 2019 году Татьяна Антонова открыла в здании бывшей районной гостиницы военно-патриотический музей!
На странице «Военный музей Антоновой» в социальной сети — множество фотографий экспонатов. В коллекции — письма и наградные документы, личные вещи и предметы быта военного времени. К примеру, котелок и керосинка из квартиры блокадников, фарфоровые слоники и игрушечный танк, найденный в окопе. А ещё в музее бережно хранят старинный образ Георгия Победоносца. «Перед началом войны эту икону нашли жители деревни Юргелицы Олонецкого района: она сама приплыла в наши края по окрестным ручьям», — рассказывает Татьяна Васильевна.
Пенсионерка уверена, что музей должен быть бесплатным для всех. К слову, аренду помещения и электроэнергию она оплачивает самостоятельно — для этого приходится подрабатывать.
Я думаю, что собрание реликвий времён Великой Отечественной войны — это и есть та «живая память», которая передаётся из поколения в поколение. Низкий поклон Татьяне Антоновой за её частную коллекцию, доступную всем!
Все выпуски программы Живут такие люди
Матапан. История одной монеты

Фото: Stefan Petrov / Pexels
Монета — это история, которую можно подержать в руке. Первые монеты для торговли появились ещё до Рождества Христова в древнем государстве Лидия. Менялись эпохи, уходили в прошлое целые империи, возникали новые государства, и у всех были свои монеты — разного размера, с различными изображениями и номиналом. Профессиональному историку стоит лишь взглянуть на обозначения и датировку той или иной монеты, чтобы понять, в какой стране она появилась и свидетельницей каких событий стала.
Одной из самых известных монет средневековья был Матапан или, как его еще называли, — гроссо. Он появился в конце XII века в Венецианской республике, когда её возглавлял Энрико Дандоло. В тот период набиравшая торговую мощь Венецианская республика конкурировала за право экономического первенства с Византийской империей. Новые монеты были предназначены не только для внутренней, но и для внешней торговли. Они на 98 процентов состояли из чистого серебра и весили чуть больше 2-х граммов. Внешне они напоминали знакомые европейским и восточным купцам византийские монеты. На одной из её сторон была изображена фигура сидящего на троне Христа, а на обратной — отчеканен покровитель Венеции — апостол Марк, вручающий знамя дожу — главе республики. По самому краю матапан обрамлял объемный узор, который выполнял не только декоративную функцию. Он был нужен в целях безопасности: если бы кто-то срезал с монеты немного серебра, это сразу стало бы заметно. Этимология слова «матапан» доподлинно неизвестна. Согласно одному из предположений, название было связано с изображением на монете, и в переводе с арабского обозначало — «сидящий Христос». По другой версии, свое название монета получила от мыса Матапан на острове Морея, который в результате Четвертого крестового похода некоторое время принадлежал Венеции.
Ряд исследователей предполагает, что монета была введена в обращение именно в период Четвёртого крестового похода в 1204 году, когда европейские рыцари разорили столицу Византийской империи — Константинополь. Активное участие в организации и деятельности похода принимали и венецианцы, которым ослабление Византийской империи было только на руку. После разграбления Константинополя большая часть сокровищ была перевезена в Венецию. Эти события укрепили экономическое и политическое положение Венецианской республики, а матапан получил широкое распространение в международной торговле.
Позднее монеты, подобные венецианской, начали выпускать и за пределами республики. Например, по образцу матапана был отчеканен первый сербский динар короля Стэфана Уроша II, который правил Сербией в конце XIII — начале XIV века. Этот сюжет даже запечатлел в своей поэме «Божественная комедия» итальянский поэт Данте Алигьери в строках: «И не украсят царственного сана норвежец, португалец или серб, завистник веницейского чекана». Исследователи считают, что под сербом, «завистником веницейского чекана», Данте имел в виду именно Стэфана Уроша II, выпустившего свою монету по венецианскому образцу.
Благодаря произведению Данте мы можем увидеть, как небольшая серебряная монета оказалась не только важной валютой в международной торговле, но и культурно-историческим наследием, показывающим тесную связь между государствами в те далёкие времена. А еще рассказать о том, что каждая деталь в истории имеет значение.
Все выпуски программы Открываем историю