
Как вести себя в сложных и скорбных жизненных ситуациях? О чём просить Бога и как это делать? Ответом на этот вопрос может послужить 70-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 70.
1 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек.
2 По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твоё ко мне и спаси меня.
3 Будь мне твёрдым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя — Ты.
4 Боже мой! избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя,
5 ибо Ты — надежда моя, Господи Боже, упование моё от юности моей.
6 На Тебе утверждался я от утробы; Ты извёл меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет.
7 Для многих я был как бы дивом, но Ты твёрдая моя надежда.
8 Да наполнятся уста мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, всякий день великолепие Твоё.
9 Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня,
10 ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою,
11 говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего».
12 Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.
13 Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!
14 А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе.
15 Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа.
16 Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою.
17 Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои.
18 И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего.
19 Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе?
20 Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня.
21 Ты возвышал меня и утешал меня, и из бездн земли выводил меня.
22 И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев!
23 Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил;
24 и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою, ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла.
Жизнь великого царя Давида была далеко не безоблачной. Несмотря на то, что царство даровал ему Бог, Давид должен был приложить много усилий, чтобы удержать его в своих руках. Вокруг было множество явных врагов, завистников и недоброжелателей. Но не это, пожалуй, самое тяжкое. Враги были и среди самых близких. Так, один из его любимых сыновей по имени Авессалом организовал заговор против отца. Он посеял смуту не только в семье, но и в целом государстве. Авессалом поднял мятеж. Единый народ разделился на два лагеря. Давиду пришлось бежать из Иерусалима. Считается, что прозвучавший псалом царь написал именно в это неспокойное время.
Поэтому первая часть псалма наполнена жалобами и сетованиями Давид буквально кожей ощущает, как на него устремлены взгляды всех окружающих. «Для многих я был как бы дивом», — говорит он. Люди следят за каждым его движением и словом. Как поступит царь в этой ситуации? Достоин ли он вообще быть царём? Может лучше, пока не поздно, присягнуть другому, более молодому? Помимо этого, Давид ощущает приближение старости. Ведь его жизнь уже склоняется к закату, естественная энергия покидает его. Поэтому и говорит он: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя». На фоне этих переживаний приходят постоянные известия о новых планах врагов. Одним словом, очевидно, что напряжение неимоверное. Все ждут, как говорится, когда Акела промахнётся. И единственно, кому можно доверять всецело, — лишь Богу.
Излив Творцу свою душу в первой части псалма, во второй Давид словно приободряется. «А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе». Иными словами, он словно говорит: как бы то ни было, и какая бы участь ни ждала меня, а я всё равно останусь верен Тебе, Господи. Я всё равно буду жить и поступать так, словно Ты ведёшь и поддерживаешь меня. Ведь не раз я уже оказывался в такой ситуации, и Ты меня выручал. Одним, словом, где наша не пропадала. И сейчас сдюжим с помощью Творца. Вот он смысл второй части псалма. При всей тяжести ситуации в Давиде живёт уверенность, что его злоключения имеют глубокий смысл и всё разрешится с пользой для его души. Так оно и случилось. Мятеж был подавлен. Царь вернулся на престол в Иерусалим.
Замечательный образец поведения в сложных ситуациях. Даже самый сильный человек не должен пренебрегать возможностью встать на коленки и поплакаться Творцу. Сказать: помоги, Господи, кто же ещё, кроме Тебя? В этой слабости и беспомощности доступ к великой силе. Бог мгновенно откликается на молитву того, кто перестал ощущать опору в себе. Однако при этом, как бы глубоки ни были наши стенания и сетования, мы всегда должны иметь план конкретных действий. Излив душу Богу с надеждой на Его Промысл, необходимо встать на ноги и сделать то, что должны. Будем уверены, Господь не оставит, но в итоге устроит так, как будет лучше для нас и для окружающих людей.
Псалом 70. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 70. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 121 зач., XVI, 17-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто от христиан можно услышать, что всё в мире идёт по Божьей воле и мы должны просто принимать её со смирением. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Человек — существо, мятущееся между двух противоположностей. С одной стороны, мы хотим поступать самостоятельно, принимать свои собственные решения, быть свободными. С другой, довольно часто и, вероятно, даже неосознанно, мы оправдываемся и, разводя руки, говорим: так сложилось, это просто объективная реальность. Конечно, бывают ситуации, в которых от нас ничего не зависит, но зачастую и особенно в ситуации человеческого общения очень важным оказывается не только то, что с нами происходит, но и то, чего мы хотим, какую цель мы ставим выше других, чему готовы подчинить всё остальное. Помню, как в школе я поссорился с одноклассником. Но когда наш общий друг оказался в беде, ссора была тут же забыта, потому что помощь ближнему оказалась для нас выше причины конфликта. Мы не стали разводить руками и говорить: извини, мы поссорились и здесь уже ничем не поможешь. Так произошло, что человеческие эмоции взяли верх, но внутренне стремление к миру у нас было... Внешние обстоятельства лишь подтолкнули к тому, чего на самом деле желало сердце и чему противилась гордость.
В сегодняшнем чтении, представляющем из себя последние строки послания к Римлянам, апостол Павел предостерегает учеников от тех, кто производит разделения. Во время своей проповеди Спаситель многократно в разных словах и выражениях призывал учеников к единству. Причём, не просто какому-то поверхностному, основанному на эмоциях, но единству духовному, почему в качестве примера Он указывал не на какую-нибудь земную общность, но говорил о Своём единстве с Отцом Небесным. И, конечно, это значит, что разделения и конфликты, о которых предупреждает апостол Павел, — не просто одна из возможных проблем, но центральная проблема для учеников, потому что она противоречит учению Христа в самой его сути. Спаситель призывал апостолов к любви, и они проповедовали Его учение по всей вселенной. Однако нашлись люди, которые так же приходили в общины, как ученики Христовы, но вносили в них дух противоречия и раздора. Апостол подчёркивает, что таковые не служат Господу, но напротив обольщают учеников.
Но тут у нас может возникнуть вопрос: что делать, если разделение неизбежно? Например, если речь идёт о ереси или смертных грехах, веди и сам апостол считал невозможным с ними мириться. Из жизни самого апостола видно, что бывают ситуации, в которых верность Христу предполагает разделение с людьми. Например, с людьми, искажающими веру и нравственную жизнь. Но важным оказывается не только и даже не столько это. Да, есть люди, поведение которых противоречит воле Божией. Да, иногда мы не можем находиться с ними в мирном общении. Но самое важное — это наше собственное желание добра. Обстоятельства могут быть разными, но мы не можем, ссылаясь на них, говорить, что в разделении есть благая воля Творца, не можем радоваться вражде. Наоборот, несмотря ни на какие обстоятельства, желанием нашего сердца всегда должно быть единство в мире и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Российский флот после Русско-Японской войны». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о возрождении российского флота между Русско-Японской и Первой Мировой войнами и об удивительных людях, возрождавших и развивавших флот в этот сложный период.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь иконописца». Александр Чашкин

Гостем программы «Вечер воскресенья» был художник-иконописец Александр Чашкин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о приходе к иконописи после встречи с архимандритом Зиноном, а также о том, почему церковное искусство стало значимой частью его жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья