Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 5-14

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории праотца Авраама было много испытаний, самое известное из которых — повеление Бога принести в жертву Исаака. Немало испытаний пережили и потомки Авраама во время странствования по пустыни на пути из Египта в Землю Обетованную. И в случае с Авраамом, и в случае с его потомками испытания не были стечением обстоятельств, за испытаниями всякий раз стоял Бог, Который хотел, чтобы люди научились доверять своему Творцу и Промыслителю. В Евангелии мы видим нечто подобное: Христос делал всё ради того, чтобы ученики поверили в Него. Один из евангельских рассказов такого рода звучит сегодня во время литургии в православных храмах, он взят из 6-й главы Евангелия от Иоанна. Давайте его послушаем.
Согласно Евангелию от Иоанна, апостол Филипп был одним из первых учеников Христовых, и именно на него в только что прозвучавшем евангельском отрывке было направлено воспитательное действие Спасителя: Господь, увидев множество пришедших к Нему людей, задал вопрос Филиппу относительно пищи для собравшихся. Апостол не смог ответить ничего вразумительного, он лишь сообщил о количестве наличных средств, которых явным образом не хватало для покупки необходимого количества продовольствия. Апостол Иоанн Богослов сделал авторское замечание, он сообщил, что вопрос Христа Филиппу был ничем иным, как испытанием.
Дальнейшее евангельское повествование показывает нам, чему именно должен был научиться апостол Филипп, а вместе с ним и все читатели Евангелия: Христос — Бог, следовательно, Он способен к творческому зиждительному действию, малое количество пищи для Него не является препятствием для того, чтобы накормить людей.
Было крайне важно, чтобы апостолы это поняли. Как мы знаем из Евангелия, умножение хлебов — это далеко не единственное чудо, которое указывало на божественное достоинство Иисуса из Назарета. Собственно, Его общественное служение началось с очень похожего знамения — с чуда превращения воды в вино. Апостолы всё это видели, однако в полной мере осознать, что перед ними Единородный Сын Божий они смогли лишь после Христова Воскресения. Опыт апостолов показывает, что наша вера чрезвычайно динамична, и Бог вынужден непрестанно нас испытывать, или, иначе, учить. Учить вере, учить доверию, учить умению видеть действия Божии в мире и стремиться к исполнению Его воли. На краткий миг мы усваиваем эту науку, но через какое-то время мы вновь становимся рабами законов физического мира, однако Бог нас не оставляет, в конечном же итоге мы должны прийти к тому, к чему пришли и апостолы, — к той вере, которая уже не нуждается ни в испытаниях, ни в научении.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов