
Фото: PxHere
Первая опера — театрализованное музыкальное произведение — появилась во Флоренции в 1598 году. Она называлась «Дафна» и была написана итальянским музыкантом Якопо Пери. Новый музыкальный жанр быстро стал популярен во многих европейских странах. При императрице Анне Иоанновне в 1730-х годах опера пришла и в Россию. Русские композиторы стали писать для опер музыку и придумывать сюжеты, близкие и понятные отечественному слушателю.
Первую русскую национальную оперу — «Жизнь за царя», известную во всём мире, написал композитор Михаил Глинка. Сюжет для музыкального произведения ему подарил поэт и литературный критик Василий Жуковский. Он предложил Глинке использовать для оперы историю о подвиге Ивана Сусанина — русского крестьянина, отдавшего свою жизнь за будущего царя — Михаила Фёдоровича Романова.
Сюжет обращался к событиям 1612 года, когда смутное время подошло к концу, и в Москве на престол избрали нового царя. Это не устраивало польских завоевателей, уже изгнанных из столицы, но не оставивших надежды посадить на русский престол своего наследника. Польский отряд отправился под Кострому, где в Ипатьевском монастыре, вместе с матерью находился избранный царь Михаил Романов. Вражеский отряд не знал точной дороги к монастырю, поэтому стал искать проводника недалеко от Костромы в селе Домнино. Их вызвался проводить русский крестьянин — Иван Сусанин. Однако вместо того, чтобы показать дорогу к царю, Иван завёл поляков в лесную глушь, где и был убит разъярёнными врагами. Русский царь Михаил был спасён, и Россией начала править новая династия Романовых.
Опере с историческим и национальным сюжетом покровительствовал лично император Николай I. Поэтому композитору посоветовали изменить первоначальное название — «Иван Сусанин», на более торжественное — «Жизнь за царя».
Премьера музыкального произведения состоялась 7 ноября 1836 года в Большом театре Санкт-Петербурга, предшественнике Мариинского театра. Опера имела большой успех, но главное — понравилась императору. Николай I даже вручил Глинке памятный перстень, который музыкант подарил своей супруге — Марии Петровне. Впоследствии, новым музыкальным произведением стали открывать сезоны императорских театров.
Впрочем, после премьеры композитор ещё редактировал своё произведение, добавляя и убирая музыкальные фрагменты. Но общий замысел не менялся: опера рассказывала о жизни русского православного человека, положившего самое ценное, — жизнь — за своего царя и Отечество. В музыкальном мире опера получила множество восторженных отзывов. Глинка смог передать в музыке русские национальные мотивы, а ещё впервые в истории жанра не стал использовать разговорные диалоги: арии сменялись романсами и хорами, образуя единую музыкальную канву.
Даже революционные события 1917 года не смогли помешать исполнению невероятной музыки. Сюжет и слова произведения были переделаны: из текста вымарали все фрагменты, связанные с монархией. Но всё же сохранили общий посыл произведения — жизнь во имя Отечества. Оригинальный вариант оперы вновь был исполнен в 1988 году и продолжает исполнятся до сих пор.
«Славься, славься ты Русь моя,
Славься ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша, родная страна!»
Все выпуски программы Открываем историю
30 мая. О Церкви Христовой

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
О Церкви Христовой — священник Алексий Долгов.
Словами, что нет уже ни иудея, ни язычника, нет раба несвободного, нет мужского пола, ни женского, ибо все вы одно в Иисусе Христе, Господь показывает, что в Новом Завете те представления, которыми жили иудеи, особенно в плане межнациональных и межрелигиозных отношений, не имеют более значения. Иудеи считали, что только они наследуют царство Мессии, потому что являются потомками Авраама, а потому относились к другим народам в высшей степени пренебрежительно. Господь же говорит о том, что отныне к Богу может прийти каждый, вне зависимости от происхождения и пола, и для этого больше нет необходимости принимать иудаизм, обрезание и соблюдать закон Моисея. И хотя мир остается разнообразным по своему общественному устройству, культурным традициям, национальному составу, в новом обществе, Церкви Христовой, отныне не может быть никаких разделений и противопоставлений, потому что все и во всех Христос. Вот почему для Церкви Христовой важно было не происхождение, политические взгляды, непринадлежность к той или иной нации и даже не то, мужчина ты или женщина. Важна была лишь вера во Христа. Именно вера во Христа являлась решающим аргументом для принятия таинства Крещения, которое делало человека членом Церкви, водило его в мистическое единство с другими христианами и с самим Христом. Поэтому умоление или пренебрежение одного из членов Церкви неизбежно отражается на всем богочеловеческом организме, и Церковь всегда с этим боролась и продолжает бороться по сей день.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 мая. О подвиге Преподобной Евфросинии

Сегодня 30 мая. День памяти Преподобной Евфросинии, княгини Московской, в миру Евдокии, отошедшей ко Господу в начале пятнадцатого века.
О её подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
И династические браки бывают счастливыми. Преподобная Ефросиния в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Дмитрия Константиновича, с 1367 года была супругой великого князя Московского Димитрия Донского. Их союз был для Руси залогом мира между Москвой и Суздалем. В трудное время был заключен этот брак. Кроме постоянного противостояния внешним врагам, продолжилось кровавое соперничество русских княжеств. Свирепствовала в Москве моровая язва, к этой беде присоединился страшный пожар в Москве, литовский князь Ольгерд осадил Кремль. Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле всеми силами. Не прошло и пяти лет замужества, как князь Дмитрий поехал в Орду и вернулся, благодаря молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия Радонежского с ярлыком на великое княжение. Большое влияние на духовную жизнь княгини оказали не только святитель Алексий митрополит Московский, и не только преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии, но и преподобный Димитрий Прилуцкий, который крестил других детей этой супружеской пары. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. По ее совету принесли в Москву Владимирскую икону Божией Матери, которая чудесно защитила русскую землю. В тайне княгиня предавалась подвигу поста, под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию написали знаменитый образ архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Московского Кремля. Пример преподобный напоминает нам, что и в княжеском дворце можно оказаться святой. И среди трудных перипетий жизни можно найти время для молитвы, поста, подвига. А значит и у нас нет повода сходить с пути спасения, мотивируя это лишь внешними обстоятельствами.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 мая. О цене за место в Царствии Небесном

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам».
О цене за место в Царствии Небесном — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками на Тайной Вечере всегда вызывала неподдельный интерес у читающих, ведь в ней сконцентрированы важнейшие богословские истины. Какое же место готовит Христос своим ученикам? Конечно, место для учеников уже давно готово, поэтому Господь и говорит: «В доме отца моего обителей много». И до этого сказал: «Буду пить с вами новое вино в Царстве Отца моего». Однако, чтобы ученики Господа и мы с вами попали в это Царство, Христу нужно открыть небо, которое для Адама и Евы и прочих было закрыто. Он должен был принять страдания за весь человеческий род, чтобы наступило Божье прощение. Вместо того, чтобы прямо сказать о том, что совершится через несколько часов после вечери, Спаситель использует художественный прием и говорит: «Я иду приготовить место вам». Какая огромная цена заплачена за это место для нас в Царстве Небесном! А как красиво это место, узнайте у апостола Иоанна Богослова, который подробно описал святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба. Потратьте несколько минут, чтобы прочитать последние две главы Библии, раскрывающие правду о Граде Божьем, которого достигнуть желаю всем вам.
Все выпуски программы Актуальная тема