
Фото: PxHere
Первая опера — театрализованное музыкальное произведение — появилась во Флоренции в 1598 году. Она называлась «Дафна» и была написана итальянским музыкантом Якопо Пери. Новый музыкальный жанр быстро стал популярен во многих европейских странах. При императрице Анне Иоанновне в 1730-х годах опера пришла и в Россию. Русские композиторы стали писать для опер музыку и придумывать сюжеты, близкие и понятные отечественному слушателю.
Первую русскую национальную оперу — «Жизнь за царя», известную во всём мире, написал композитор Михаил Глинка. Сюжет для музыкального произведения ему подарил поэт и литературный критик Василий Жуковский. Он предложил Глинке использовать для оперы историю о подвиге Ивана Сусанина — русского крестьянина, отдавшего свою жизнь за будущего царя — Михаила Фёдоровича Романова.
Сюжет обращался к событиям 1612 года, когда смутное время подошло к концу, и в Москве на престол избрали нового царя. Это не устраивало польских завоевателей, уже изгнанных из столицы, но не оставивших надежды посадить на русский престол своего наследника. Польский отряд отправился под Кострому, где в Ипатьевском монастыре, вместе с матерью находился избранный царь Михаил Романов. Вражеский отряд не знал точной дороги к монастырю, поэтому стал искать проводника недалеко от Костромы в селе Домнино. Их вызвался проводить русский крестьянин — Иван Сусанин. Однако вместо того, чтобы показать дорогу к царю, Иван завёл поляков в лесную глушь, где и был убит разъярёнными врагами. Русский царь Михаил был спасён, и Россией начала править новая династия Романовых.
Опере с историческим и национальным сюжетом покровительствовал лично император Николай I. Поэтому композитору посоветовали изменить первоначальное название — «Иван Сусанин», на более торжественное — «Жизнь за царя».
Премьера музыкального произведения состоялась 7 ноября 1836 года в Большом театре Санкт-Петербурга, предшественнике Мариинского театра. Опера имела большой успех, но главное — понравилась императору. Николай I даже вручил Глинке памятный перстень, который музыкант подарил своей супруге — Марии Петровне. Впоследствии, новым музыкальным произведением стали открывать сезоны императорских театров.
Впрочем, после премьеры композитор ещё редактировал своё произведение, добавляя и убирая музыкальные фрагменты. Но общий замысел не менялся: опера рассказывала о жизни русского православного человека, положившего самое ценное, — жизнь — за своего царя и Отечество. В музыкальном мире опера получила множество восторженных отзывов. Глинка смог передать в музыке русские национальные мотивы, а ещё впервые в истории жанра не стал использовать разговорные диалоги: арии сменялись романсами и хорами, образуя единую музыкальную канву.
Даже революционные события 1917 года не смогли помешать исполнению невероятной музыки. Сюжет и слова произведения были переделаны: из текста вымарали все фрагменты, связанные с монархией. Но всё же сохранили общий посыл произведения — жизнь во имя Отечества. Оригинальный вариант оперы вновь был исполнен в 1988 году и продолжает исполнятся до сих пор.
«Славься, славься ты Русь моя,
Славься ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша, родная страна!»
Все выпуски программы Открываем историю
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 267 зач., II, 20 - III, 8.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Недавно у Бён-Чхоль Хана, современного философа корейского происхождения, я узнал о «депрессии успеха» — неизбежном результате «общества достижений».
Сегодня в храмах читается отрывок из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Солунянам, который позволит нам лучше понять, что такое «депрессия успеха» и как её избежать.
Глава 2.
20 Ибо вы — слава наша и радость.
Глава 3.
1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,
2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,
3 чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.
5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
6 Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас,
7 то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры;
8 ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
Прозвучавшие сейчас слова апостола Павла свидетельствуют о том, что страдание, скорби, невзгоды, с которыми столкнулась основанная им община в Салониках, — не какой-то «программный сбой», не «фатальная ошибка» мироздания, не «злой рок» — а — как это ни странно прозвучит — совершенно нормальная ситуация. Страдание само по себе — не валюта заслуг и не романтика боли; это форма причастия Христу и способ «вызревания» общины. Стоицизм видел в скорбях упражнение для развития личности и её автономии; апостол Павел видит иное — прежде всего путь к общинной жизни во Христе. Заметим разницу: он пишет — не «я выдержал», а «мы стоим в Господе». Стойкость здесь — не броня личной «силы воли», а включённость в Церковь как Тело Христово. И то, что невзирая ни на какие скорби, община ещё сильнее сплачивается, ещё крепче держится за проповеданную апостолом веру, становится ещё отважнее в своём терпении — всё это наполняет апостола огромной благодарностью: вы — пишет он — наша слава и радость, теперь, когда мы знаем о вашей стойкости — и мы — живы!
Перед нами — полный «негатив», отображение наоборот, той самой «депрессии успеха», о которой и говорит Бён-Чхоль Хан. Современное общество, будучи отчаянно нацелено на сплошную «позитивность» во всём и всячески избегая любой «негативности» в виде скорбей, болезней, тяжёлых испытаний и особенно всего, что связано со смертью, — оказывается обречённым на «поверхностное скольжение» по глади бытия — а вовсе не на полноценную, глубокую жизнь. Там, где апостол Павел восхваляет солунян за их выдержку и стойкость, современник просто бы ужаснулся и сказал: да перестаньте страдать, найдите любой способ прекратить, вырваться из этого «негатива!»
Но для апостола скорби — не только «инструмент» для возделывания общности Церкви и развития духовной стойкости. Он смотрит на них в эсхатологической перспективе: здесь — скорби, там, впереди — явление Христа. Я бы даже сказал так: апостол «насыщает» жизнь скорбящих солунян «эсхатологическим кислородом», который позволяет им не отчаиваться, не паниковать, и даже радоваться в скорбях! На языке немецкого философа Хайдеггера можно было бы сказать: эсхатологическая надежда «перевентилирует» бытие‑к‑смерти дыханием воскресения.
Вот мы и получили ответ на подвешенный в начале вопрос — как не попасть в «депрессию успеха»? Ответ очевиден: прежде чем преуспевать в чем бы то ни было, надо научится у апостола Павла «радости в скорбях» — то есть «позитивности» в самой что ни на есть «негативности» — и вот тогда крепкому духовному иммунитету не будут страшны никакие соблазны успешности и высоких достижений!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 123. Богослужебные чтения
Как узнать, что Бог всё ещё с нами и поддерживает нас? Как определить, что Он всё ещё участвует в нашей жизни? Ответ на этот вопрос находим в 123-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 123.
Песнь восхождения. Давида.
1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, —
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошёл бы над душою нашею;
5 прошли бы над душою нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.
«Если бы с нами не было Бога» — вопрос, который дважды повторяется вначале только что прозвучавшем псалма. И псалмопевец даёт ответ: если бы с Израилем не было Бога, он просто перестал бы существовать, даже не успев стать народом. Ведь на протяжении истории такое происходило сплошь и рядом. Не всем племенам было суждено стать великими нациями. Многие просто исчезли в водовороте мировых событий.
Не случайно автор псалма изображает врагов Израиля в образе свирепого морского чудовища, которое способно проглатывать людей целиком. Также он использует образ водной стихии, в бурном потоке которой ничто не может выжить. Идея очевидна: если рядом с человеком нет Бога, мир становится враждебен по отношению к нему. Он стремится его разорвать, уничтожить, вернуть в небытие.
Поэтому тот факт, что Израиль не стал добычей врагов, является для псалмопевца великим чудом и ярким подтверждением, что Бог всё ещё со Своим народом. А потому в заключении псалма мы слышим слова благодарности. Автор псалма благословляет Бога за то, что каждый раз Он выводит своих людей из самых тяжёлых передряг.
Вопрос, который задаёт автор псалма, что было бы, если бы с нами не было Бога, полезно задавать себе как можно чаще в течение дня. Молитвенное размышление на эту тему приводит к однозначному ответу: если бы с нами не было Бога, мы бы не оказались сейчас в той точке жизни, в которой оказались. Даже если обстоятельства, которые нас окружают, весьма мрачные, мы всё ещё живы, в нас всё ещё бьётся сердце и есть дыхание. А, значит, у Бога есть на нас какой-то план. И вся наша беда лишь в том, что мы не чувствуем этого. Для того, чтобы вернуть себе эту чувствительность, псалмопевец призывает нас учиться благодарить. Благодарить и за хорошее, и за то, что мы считаем плохим. Постепенно душа будет оживать, и однажды мы отчётливо увидим, что Бог всё ещё с нами. Он держит нас за руку и никогда не собирался её отпускать.
«Святой праведный Алексий Мечёв». Вячеслав Бондаренко
Гостем программы «Исторический час» был писатель, историк Вячеслав Бондаренко.
Разговор шел о судьбе святого праведного Алексея Мечёва, о его священническом служении до и после революции в России и о том влиянии, которое он оказывал на церковную жизнь Москвы.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святой праведный Алексий Мечёв». Вячеслав Бондаренко
- «Поэт Эдуард Асадов». Сергей Арутюнов
- «Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







