Деян., 30 зач., XII, 12-17.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Дорогие радиослушатели, Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы знаем, что такое новости, и многие люди тратят большое количество времени на чтение так называемой новостной ленты, в которой им встречается и радостное, и печальное... И кажется, мы только воспринимаем и никак не можем выбирать, каких новостей будет больше, хороших или плохих... Но так ли это? Ответ на этот вопрос и даже рекомендация к действию содержится в отрывке из 12-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
Наверное, у каждого есть знакомые, которые любят собирать плохие новости. При встрече с ними возникает ощущение, что в жизни вообще ничего хорошего не происходит. Однажды я встречался с таким человеком и знал, чем мне это грозит, поэтому приготовился к тому, чтобы не пойти у него на поводу и буквально после первых слов приветствия спросил: «Ну что хорошего у Вас происходит»? «Хорошего?» — переспросил он в ответ и печально улыбнулся... И в этой улыбке было что-то покровительственное и снисходительное перед лицом наивного простака, который ещё верит во что-то хорошее. После этого, по сути риторического вопроса, он довольно долго и в подробностях рассказывал о нескольких плохих историях, которые приключились с ним за последнее время. И если наше общение сравнить с игрой, можно было бы с уверенностью сказать, что я проиграл её всухую.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний апостольских является частью большой истории, суть которой в том, что апостол Пётр был арестован властями и содержался под стражей. Однако ночью он был выведен из тюрьмы ангелом Божиим и, оказавшись на улице, отправился в дом Марии, матери Иоанна, называемого Марком, того, кто после стал евангелистом. Примечательно, что, когда Пётр постучался в ворота и служанка сказала всем, что он пришёл, ей не просто никто не захотел верить, её даже спросили, в своём ли она уме. На что же это было похоже? Она пришла с благой вестью, а ей не просто не поверили, но даже нагрубили. Это очень похоже на историю с женами-мироносицами, которые прибежали к апостолам с вестью о воскресении Христа, а те обвинили их во лжи. И в одном, и в другом случае мы видим людей, которые, даже услышав хорошую новость, отказываются от того, чтобы верить в неё, буквально выбирая верить в худшее. В свою очередь Пётр, который останавливает все лишние расспросы и эмоции, посылает их к апостолу Иакову и остальным братиям с хорошей новостью о его освобождении, сподвигая тех, кто не верил добрым новостям, к благовестию.
Сегодняшний отрывок, как и рассказ об апостолах, не поверивших мироносицам, учит нас тому, что, будучи настроенным неправильно, можно пропустить по-настоящему хорошие новости. Кто-нибудь скажет, что надо видеть, как хорошее, так и плохое, чтобы оценивать всё адекватно. Само по себе это правильно, ведь заниматься самообманом и закрывать глаза на реальность нельзя. Другое дело, что мы не просто считаем, каких новостей больше — хороших или плохих, мы в итоге делаем вывод об общем положении дел и здесь уже выбираем, на чём сделать акцент.
Какая же самая главная новость, с которой христианство приходит в нашу жизнь? Это новость о любви Божией и победе Христа над смертью. И сколько бы ни было плохих новостей, весть об этой победе помогает нам верить, что всё будет хорошо.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
9 ноября. О жизни святой праведной Ольги Аляскинской

30 октября 2025 года Постановлением Священного Синода в месяцеслов Русской Православной Церкви включено имя святой праведной Ольги Аляскинской, ранее канонизированной Американской Православной Церковью, с определением празднования её памяти 9 ноября по новому стилю.
О жизни святой праведной Ольги Аляскинской — протоиерей Игорь Филяновский.
Святая праведная матушка Ольга родилась в 1916 году в посёлке Куитлук на Аляске в эскимосской семье. В русской православной миссии девочку крестили с именем Ольга. С детства она ходила в церковь и, по свидетельству современников, знала наизусть многие службы.
Когда выросла, то вышла замуж за Николая Майкла. Он работал почтальоном и содержал небольшой магазинчик в их поселке. Николай был далёк от церкви, но под влиянием жены воцерковился, стал чтецом, окончил семинарию святого Германа Аляскинского и был рукоположен в священники Свято-Никольского храма своего родного посёлка.
А матушка Ольга растила детей, у них с отцом Николаем их 13, но только 8 дожили до совершеннолетия. Детская смертность на Аляске, к сожалению, в те годы была очень высокая.
Но матушка Ольга не только поднимала своих детей, но и заботилась о своих односельчанах. Она была известна как опытная акушерка и принимала роды не только в своём посёлке, но и во всей округе.
Матушка Ольга всегда старалась помочь бедным односельчанам. Отдавала одежду своих детей, готовила еду, убирала, молилась с ними, пересказывала им Евангелие. Особенно она заботилась о женщинах, переживших домашнее насилие. К сожалению, в эскимосских семьях тех лет это было нередко.
За неустанную помощь ближним матушку Ольгу называли новой праведной Тавифой. Она скончалась в 1979 году. Почти сразу же возникло её местное почитание. Известно много её икон, где она изображена с тазом воды и полотенцем — такими атрибутами акушерки.
Прославление матушки Ольги в 2023 году стало важным духовным событием не только для православной церкви в Америке, но и для всего православного мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О разрушительной природе зла и милости Божьей
В 8-й главе Евангелия от Луки есть рассказ об изгнании бесов из гадаринского бесноватого, в котором звучат слова о Христе: «На горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им».
О разрушительной природе зла и милости Божьей — священник Родион Петриков.
В данном эпизоде гибель свиней обнажает разрушительную суть бесов. Они несут смерть всему, к чему прикасаются. Святой Иоанн Златоуст пишет так, что Бог попускает злу явить свою природу, чтобы человек свободно избрал добро.
Второе — жертва во имя человека. Две тысячи свиней — это огромная ценность. Даже сегодня это практически целый агрокомплекс. Но Христос показал, что жизнь одного человека, одной души, дороже всех стад мира. И тут нельзя не вспомнить Его другие слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит?»
Наконец, третье — это шоковая терапия для совести, педагогика шока. Люди, увидев чудо, испугались и просили Христа уйти. Почему же? А потому что и сердца цеплялись за земное. Гибель стада — это призыв очнуться. Когда вы гоните Бога, вы остаётесь с бесами и последствующим разорением.
Итак, главный урок, можно сказать, такой: Бог — это не маг, который исполняет наши капризы. Он — врач, готовый на радикальные меры, чтобы спасти нас для вечности. Доверимся Ему, даже когда Его пути кажутся странными. «Ибо Мои мысли — не ваши мысли», — сказано через пророка Исаию.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О знаках страданий Господа на теле апостола Павла как победе над грехом

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
О знаках страданий Господа на теле апостола как победе над грехом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Чтобы лучше понять, о каких язвах идёт речь, обратимся к чину монашеского пострига. Возлагая на тело новопостриженного параман — плат с изображением орудий казни Господа Иисуса Христа — и крест, игумен поясняет, что монах будет носить эти знаки страданий Господа во всегдашнее напоминание о поношении, уничижении, оплевании, ранах, распятии и смерти Спасителя, которые Бог добровольно претерпел ради нашего спасения.
Апостол Павел, откликаясь любовью ко Христу за спасение его от заблуждений и фарисейства, за избрание его Божьим посланником и проповедником христианской веры, добровольно претерпел страдания за имя Господне, назвав их Христовыми язвами. Он без гнева переносил избиения палками и камнями, его топили в море, бичевали, гнали из одного города в другой, обманывали, предавали, он терпел жажду, холод, голод и зной.
Обращаясь к галатам, апостол Павел не жалуется, как ему тяжело, а наоборот, хвалится этими страданиями, словно это знаки боевого отличия, награды за победу, за верность своему долгу и Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







