Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 31-42. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 31-42

Ин., 31 зач., VIII, 31-42 (прот. Павел Великанов)
Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, может ли живой человек стать... предметом, вещью? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем отрывок из 8-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах за богослужением.

Глава 8.

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Какая же связь между человеком как личностью — и человеком как вещью? Если погрузиться в историю, то мы узнаем, что в античности раб и был самой настоящей вещью — res, а не личностью (persona). Человек-вещь также заводил семью, рожал детей — которые тоже автоматически оказывались «человеками-вещами».

Давайте теперь вернёмся к евангельскому тексту. Иисус говорит, что всякий, кто совершает грех, является рабом греха. Что это значит — если посмотреть через призму «человеко-вещи»?

Попробую «переговорить» слова Спасителя вот так: всякий, кто грешит, сам себя «овеществляет», вместо того, чтобы «осуществлять», «сбываться», «реализовываться». Грешник, вместо того, чтобы жить с ощущением себя сыном Всевышнего, любимым ребёнком Отца всего мироздания, и таким образом иметь полный доступ ко всему Его Божественному наследию — превращает себя в раба, который только и думает, чего бы «урвать» у хозяина за его спиной. Другими словами, раб измеряет себя той выгодой, какую может получить от хозяина тем или иным способом — в то время как для самого сына подобная постановка вопроса безумна: ведь в отцовском Доме всё и так — его, сына!..

Говоря о «рабстве греху» и возможности быть освобождённым от него через веру, Христос Спаситель ставит перед нами очень высокую планку. Нам самим порой кажется, что было бы вполне достаточно удовлетворить не такой уж и бесконечный список наших пожеланий — исходя из менталитета раба! — а Он предлагает нам разделить с Ним Его Царство! И как же точно описал эту присущую нам, грешным человекам, беду Гилберт Честертон: «Мы подобны детям, которые, играя в грязи, отказываются от предложения провести каникулы у моря. Мы слишком легко довольствуемся малым, не понимая, что нам предлагается нечто бесконечно большее».

Вот на этом пожелании и хотелось бы завершить: не занижать планку наших ожиданий, а иметь мужество хотя бы немного заглядывать и далеко-далеко, за самый смелый горизонт, наших желаний!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!