Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 14-30

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Среди бессмертных афоризмов Антуана де Сент-Экзюпери из его «Маленького принца» есть одна фраза, которую говорит Лис на прощание с Принцем, говорит, как своего рода самый главный совет: «зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Чтение из 7-й главы Евангелия от Иоанна, которое сегодня звучит в храмах за богослужением, — прекрасная иллюстрация того, что такое — сердечная слепота и сердечное зрение. Давайте послушаем.
Евангелист Иоанн живописует перед нами напряжённейшую в эмоциональном плане и драматическую, по сути, картину. Иисус приходит на праздник Кущей — причем приходит незаметно, без всякого пафоса — но постепенно вокруг Него начинают собираться люди, и Он начинает наставлять народ. Диапазон реакции на Его слова поражает: одни задают вопрос, уж не одержимый ли он демоном? Другие, напротив, с явной для себя очевидность узнают в Нём долгожданного Мессию, Христа. Третьи, как бы со стороны наблюдая за происходящим, недоумевают: вроде бы Его собирались арестовать — и вот, никто Его и не трогает, хотя Он открыто проповедует. И в своих словах Сам Иисус чётко объясняет, с чем связанна такая разница в восприятии: эти слова надо ещё раз внимательно послушать.
«Моё учение — не Моё, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сём учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нём». Ключ, который открывает именно «сердечное зрение» истины — в следовании воле Божией. Тот, кто ищет её — будет иметь глубинное, идущее из самой сути своей природы удостоверение в истинности сказанного Иисусом. И это понятно: следование Богу не может не «перенастраивать» природу человека так же, как, например, хождение на хорошие концерты не может не развивать музыкальный слух.
Позволю себе дальше развить этот образ. Человек, который постоянно слушает самую низкопробную музыку, оказавшись в филармонии, быстро загрустит и расстроится: ведь он не услышит милых сердцу привычных «тыц-тыц-тыц», музыка будет сложно составленной, долгой, непредсказуемой — а потому и неинтересной. Так же и человек, привыкший во всём прежде всего полагаться на своё мнение, свои представления, свои намерения — и не допускать в свой внутренний мир ничего «сверх того», то есть ничего Божественного — столкнувшись с духовной реальностью точно так же расстроится: ведь в ней он ничего не поймёт — не имея соответствующего навыка, своего рода «духовного слуха».
Вот о чём и нам, дорогие друзья, надо прежде всего задумываться, когда мы ощущаем определённый дискомфорт или даже внутреннее возмущение, читая Божественные Писания: возможно, именно этот отрывок, смутивший нас, очень чётко указывает на какой-то пробел в нашем «духовном слухе» — восполнив который наше сердечное зрение обретёт ещё большую чуткость и глубину!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов