Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 56-69

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Свой комментарий к отрывку из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который сегодня читается за богослужением в храмах, мне хотелось бы начать со слов Райнера Марии Рильке, а именно из его «Часослова»:
«Дом бедняка — как чудо в алтаре.
Там Вечное становится ядомым,
а ввечеру опять бывает домом, огромным кругом,
внутрь себя ведомым, оно идёт, как эхо по заре».
Давайте послушаем евангельское чтение и потом вернёмся к Рильке.
Поэты, как настоящие, актуальные пророки, иногда проговаривают такой глубины смыслы, что словно приоткрывают завесу над практически недоступной человеческому уму тайной. История, рассказанная евангелистом Иоанном, хорошо показывает нам масштаб человеческого непонимания, когда речь идёт о Таинстве Тела и Крови Христовых. Многих из слушателей — включая и самих учеников — эти слова Иисуса сильно соблазнили. Казалось бы, столь тонкий и мудрый проповедник мог бы всё разъяснить, привести образы, аллегории, притчи — как Он обычно и делал в других случаях — чтобы избежать отторжения и непонимания. Но — не в этот раз. Здесь Он говорит прямо, в лоб, не особо сообразуясь с уровнем понимания слушателей, не обращая внимания на те «крючки» и «подножки» в их головах, об которые гарантированно они споткнутся.
С чем же связан столь неожиданный радикализм проповеди Иисуса о Своих Теле и Крови? Дерзну предположить, что здесь мы сталкиваемся с разной степенью важности уровня понимания в духовной жизни. Без сомнения, есть вещи, которые важно правильно понимать, — но также есть вещи, которые гораздо важнее просто делать, даже если не особо-то понимаешь. Например, ребёнок не очень может понимать, как связана ежедневная чистка зубов — тем более, которые всё равно выпадут! — и его здоровье. Но родители знают: важнее уже в раннем возрасте выработать правильную привычку, которая, когда уже войдёт в обычный ритм жизни, тогда и будет приносить свои добрые плоды.
В духовной жизни тоже есть вещи, события, действия, которые сначала надо просто приучить себя делать, — а уже потом, иногда — значительно позже, по мере духовного роста, и начнёт приходить понимание. Своими кажущимися «радикальными» словами о жизненной необходимости вкушать Его Тело и Кровь Христос Спаситель сознательно ставит учеников перед жёстким, однозначным выбором: либо вы соглашаетесь делать это, даже не понимая, — либо — можете вместе с другими уйти навсегда... И как же красиво ответил за всех апостолов Пётр: Господи, да мы бы и ушли, вопрос, куда?... у Тебя-то хоть какие-то слова о вечной жизни есть, а у других — одно пустозвонство...
И теперь можно вернуться к Рильке — с которого и начали сегодняшний комментарий. «Здесь вечное становится ядомым» — по мне, совершенно гениальная в своей предельной сжатости формула для понимания того, что же происходит в храме — Доме Божием. Бог, Воплотившийся в человека, становится пищей для людей — чтобы преодолеть то неизбежное отчуждение, которое присуще любому физическому объекту. Бог даёт Себя в пищу — чтобы не через слова, поучения, назидания — но на самом базовом, начальном уровне — каким и является пища — начать взаимодействовать с человеком, усвоить каждого человека Себе через Таинство Причащения.
«Внутрь себя ведомым» через Причастие становится и сам человек: снова и снова приобщаясь Христу, он неизбежно начинает открывать в себе самом всё новые и новые глубины — но при этом не ужасаясь открывающейся перед взором грандиозности бездны своей души, но крепко прижимаясь к своему Спасителю, только благодаря Которому и возможно это погружение до своей самой исконной сути!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов