
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
18 августа. О подвиге Праведной Нонны Назианзской

Сегодня 18 августа. День памяти Праведной Нонны Назианзской, диаконисы, жившей в четвёртом веке.
О её подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Именно под влиянием праведной Нонны принял христианство её супруг, аристократ из Назианза, Григорий. Она вместе с мужем приняла решение посвятить долгожданного сына Господу. Все члены её семьи, дети Григория: Кесарий и Горгония, почитаются церковью как святые.
О ней самый известный её сын, великий учитель церкви, святитель Григорий Богослов, писал: «Жена, данная Богом моему родителю, была для него не только сотрудницей, что ещё не очень удивительно, но предводительницей. Она сама и словом, и делом направляла его ко всему превосходному. День и ночь припадала к Богу в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение главе её и неутомимо действовала на мужа, стараясь приобрести его различными способами».
Отошла ко Господу праведная Нонна во время молитвы в храме вскоре после кончины своего супруга. Очевидно, что Господь сохранил для нас память об этой святой семье как пример: образ того, что христианская семья стараниями одной праведной жены стала подлинной малой церковью, церковью святых угодников Божиих.
Это очень высокий пример, но все мы призваны к святости, а семьи наши — к тому, чтобы быть церквями Божиими. Будем же вдохновляться примером праведной Нонны и трудиться Богу, в том числе и в своих семьях.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 августа. О реформах Петра I

Сегодня 18 августа. В этот день в 1682 году на российский престол вступил Пётр I.
О его реформах — протоиерей Андрей Ефанов.
Реформы Петра I нельзя оценивать в однозначно позитивном или негативном ключе. С одной стороны, отставание от цивилизованной Европы в России было таким, что без реформ Петра нам грозила перспектива в самом ближайшем будущем стать колонией европейских держав. И в этом отношении Пётр I спас Россию.
С другой стороны, поднимая экономику и развивая промышленность, создавая российский флот и реконструируя армию, Пётр ломал весь многовековой уклад России, что до сих пор негативно сказывается на нас.
Касательно церковных реформ Петра, то здесь сложно найти позитивную составляющую. Упразднение патриаршества, превращение Церкви Христовой в один из государственных институтов принесло православию в России непоправимый вред, последствия которого мы ощущаем до сих пор.
Надо понимать, что Пётр I не был атеистом и богоборцем. Напротив, он соблюдал посты, усердно молился. Однако его увлечение реформами на западный манер в вопросе религиозности сыграло с ним злую шутку, которая обернулась трагедией для России.
Все выпуски программы Актуальная тема