Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15

Ин., 14 зач., V, 1-15 (прот. Павел Великанов)
Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Не открою никакого секрета, если скажу, что в последнее время интерес к различным видам эзотерики, гаданиям, магическим прогнозам существенно увеличился. Но Церковь как стояла на своём — так и продолжает однозначно говорить: даже близко не подходите к этому всему! С чем связана такая категоричность Церкви, нам поможет понять отрывок из 5-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах за богослужением.

Глава 5.

01 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

02 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

03 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

04 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

05 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

06 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

07 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

08 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

09 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Конечно же, вы удивились: казалось бы, нет никакой связи между озвученным выше интересом к эзотерике и евангельским рассказом об исцелении больного у Овечьей купели. Но — это только на первый взгляд.

Если внимательнее всмотреться в то, что именно произошло, несложно заметить: Иисус в корне меняет сам подход к решению той или иной проблемы в жизни человека. До Его появления люди ощущали себя в полной зависимости от некой духовной силы — внешней по отношению к ним: кто смог первым оказаться в купели во время «возмущения» воды в ней — тот и исцелялся. Другими словами, решение вопроса было извне — и от человека требовалось лишь успеть пробраться первым.

Ровно та же самая модель мышления свойственна тем людям, которые жаждут «заглянуть» в будущее или узнать влияние тех или иных космических сил на свою жизнь, или узнать предсказание о правильном выборе. Тем самым они заявляют, что их жизнь целиком обусловлена определёнными внешними факторами — к которым единственно что только и можно, правильно приспособиться, тоже — как и у купели — постараться «пробраться первым».

Что же меняется с приходом Христа? Всё! В ответ на вопрос Иисуса, хочет ли он стать здоровым, больной отвечает из своего представления: да, конечно же хочу, но — кто ж меня донесёт до купели в нужным момент! И вот здесь происходит ключевой разворот: Спаситель не предлагает ему «услугу» помочь добраться до купели, но всего лишь произносит фразу: встань, возьми своё ложе и ступай.

Что же здесь «разворотного», спросите вы? Самое главное: человек веры, имея рядом Сына Божия, общаясь с Ним, обращаясь к Нему — уже вообще не обусловлен никакими внешними обстоятельствами: хоть «возмущением воды» в купели, хоть движением небесных сфер, хоть отголосками грехов своих предков, хоть — да это перечисление можно продолжать ещё очень и очень долго — любыми внеположенными по отношению к самому человеку факторами.

Есть только одно, что действительно имеет значение: вера как особая тональность души, способность и готовность быть сонастроенными воле Божией, слушать и слышать Его голос. И если такой настрой действительно есть — никакая эзотерическая шелуха, какой бы соблазнительной она ни казалась — вообще будет неинтересна: ведь когда за нас Сам Бог — всё остальное уже не столь важно!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!