Евангелие от Иоанна, Глава 2, стихи 1-11. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 2, стихи 1-11

Ин., 6 зач., II, 1-11 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Нередко у современного, далёкого от религии человека христианская вера может вызывать весьма мрачные ассоциации: потемневшие от времени лики икон, строгие правила и уставы, бесконечная борьба со страстями, отпевание и похороны, длинные юбки и тёмные платки, пост и разнообразные ограничение себя в еде и развлечениях. Согласитесь, картина довольно безрадостная. Проблема подобного представления о церковной жизни — не только в незнании традиции православной веры. Проблема в том, что нередко именно такой образ христианства нецерковным людям преподносят сами христиане. Многие верующие неосознанно разделяют установку: жизнь — это страдание, а тот, кто сегодня смеётся, завтра будет плакать. Что по этому поводу думает Евангелие? Ответ находим в том отрывке из 2-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 2.

01 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.

02 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.

03 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

04 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.

05 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

06 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.

07 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

08 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

09 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха

10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Земная проповедь Иисуса Христа проходила в непростых условиях. Боль и страдания людей были её фоном. А потому те чудеса, которые Господь совершал, имели чёткую цель. Господь исцелял тяжко больных, изгонял бесов и воскрешал мёртвых, чтобы помочь людям справиться с печалью, унынием и безысходностью. Вернуть им бодрость духа, надежду и силы.

В только что прозвучавшем отрывке мы видим иную картину. Здесь тоже чудо. Здесь также Христос проявляет Свою божественную силу и демонстрирует, что имеет власть над материей этого мира. Однако, в отличие от всех других случаев, Он делает это не для того, чтобы избавить людей от горя. А для того, чтобы увеличить радость, которой и так наполнен дом.

На масштабы чуда указывает размер водоносов. Их было 6 штук. Говорится, что каждый вмещал по 2-3 меры жидкости. Одна мера — это приблизительно 40 литров. Следовательно, в каждом водоносе около ста-ста двадцати литров. Умножим это на шесть и получим около 700 литров. 700 литров вина! Этого хватит не только для того, чтобы напоить гостей на свадьбе. Но чтобы напоить весь городок.

И это примечательный момент. В ответ на просьбы людей Господь не начинает читать морали и занудствовать: «хватит, вы и так уже все весёлые. Завтра голова будет болеть. Вон за тем столом совсем уже напились. А ну ка, давайте потихоньку расходиться». Господь Сам радуется от души. Ему Самому здесь очень хорошо. Он очень прост и участлив. А потому Он не только увеличивает и продолжает радость, но делает это с царским размахом.

Почему же тогда мы, те, кто считает себя учениками Христа, так порой боимся радости? По одной простой причине. У нас нет того чувства меры, каким обладал Спаситель. Яркий пример — мы сначала, как безумные, работаем, а потом отдыхаем так, чтобы забыть о том, как мы работали. Эта схема переносится и на религиозную жизнь. Вне Церкви мы живём, как все, как получится, на неконтролируемых эмоциях, действуем нередко на своих страстях, забывая о Боге. А когда возвращаемся в храм, то на чувстве вины и раскаянии закручиваем гайки. Стараемся быть хорошими мальчиками и девочками. Не позволяем себе простых, человеческих проявлений. Ведь вне Церкви у нас этого всегда через край. И нередко это приносит боль и страдания нам самим и нашим ближним.

Поэтому далеко не случайно, что чудо в Кане Галилейской — это первое чудо Иисуса Христа перед выходом на проповедь. Так Церковь указывает нам на ту основу, которая должна стать фундаментом всей нашей жизни. На эту основу прямо указывает и апостол Павел словами: «всегда радуйтесь». И этой радости следует учиться. Она будет возможна лишь в том случае, если во всех своих делах мы будем понуждать себя искать волю Бога. Если мы будем потихоньку учиться отдавать Ему и наши трудовые будни, и наш досуг. Быть христианами не только в стенах храма, но и вне его. Тогда в нашем сердце постепенно будет проступать чувство меры. Во всех наших делах у нас появиться ладность, и тихая радость равномерно наполнит всю нашу жизнь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!