
Вспоминается мне такой случай: в одной семье воцерковилась жена, назовём ее Мария, стала ходить в храм, молиться, изучать православие. И решила она для себя, что православная женщина должна выглядеть по-другому, не так как она выглядела раньше.
Мария отказалась от cвоего привычного внешнего образа. Перестала носить костюмы, туфли на каблуках. В гардеробе остались: пара длинных темных юбок, кофты балахоном серого цвета и темные аскетичные платья. Казалось, это — прямо противопоставление себя женщинам, которые одеваются модно, вызов общепринятым сегодня представлениям о женской красоте.
Среди жен друзей супруга Маша теперь выделялась. Кто-то из приятелей мужа однажды попросил свою жену меньше общаться с Марией, а то она в храм поведет, и научит так же странно выглядеть.
Спустя время Маша стала замечать, что ее муж теряет к ней интерес. Он начал вслух восхищаться другими женщинами, их стилем, красотой. Супружеские отношения охладели. Муж все чаще задерживался на работе. Казалось, брак в опасности.
И тогда Мария решилась обсудить проблему со священником.
— Что ты хочешь показать таким мрачным внешним видом? — спросил он.
Мария задумалась. И через время ответила:
— Наверное то, что я могу не зависеть от красивых вещей, от соблазнов этого мира.
— Но разве для этого нужно выглядеть так, чтобы перестать нравиться мужу? — возразил батюшка. — Разве аскеза в одежде? Почитай житие супруги Дмитрия Донского, Евдокии. Там рассказывается, что, когда умер муж, она стала править вместо него. Одевалась, как подобает княгине, — в дорогие одежды, да украшения с каменьями. Однажды сын Юрий спросил мать о слухах, порочащих её доброе имя. Что, мол, она выглядит и ведет себя не как горюющая вдова. Тогда великая княгиня Евдокия Московская созвала всех своих сыновей и сняла часть великокняжеской одежды. Дети увидели, что мать под роскошными платьями носит власяницу.
После беседы со священником Мария, наконец, поняла, что духовное делание, если и может проявляться внешне, то точно не в том, чтобы выглядеть отталкивающе. Батюшка рекомендовал Марии вернуться к ее привычному стилю, чтобы не печалить мужа, не вводить его в искушение.
Я рассказываю эту историю, потому что уверена, что женщина должна нести красоту в этот мир. И еще важно не пугать людей, стоящих на пороге храма тем, что, воцерковившись, придется мрачно одеваться.
Часто как аргумент против моей позиции приводят цитату из Апостола Павла, где он говорит: «Да будет украшением вашим — жены — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».
Конечно, православная женщина — это прежде всего женщина красивая внутренне, но ведь апостол не исключил внешнюю красоту, а расставил акценты, что важнее.
Мне кажется, главное — чтобы мы, православные женщины, подражая женам мироносицам, прежде всего спешили делать добрые дела и старались видеть в человеке главное —— Образ и подобие Божии, а значит, не торопились осуждать за внешний вид, ибо не знаем, какие «тайные вериги» несет женщина, что происходит в ее семье, и почему одна женщина носит рубище, а другая ходит на высоких каблуках. Ведь сердце человека —— это тайна. И ведает ее лишь Господь.
Автор: Татьяна Маругова
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (28.04.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 9 зач., III, 19-26.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Дерзость и дерзновение — слова близкие по звучанию, но совершенно разные по смыслу. Хотя на первый взгляд может показаться, что это не так. Помочь отличить одно от другого, правильно расставив смысловые акценты, нам поможет отрывок из 3-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Благодаря книге Деяний мы с вами стали свидетелями проникновенной проповеди апостола Петра. Пётр, обращаясь к жителям Иерусалима, дерзновенно (подчёркиваю — дерзновенно, а не дерзко) рассказывает им о жизни и служении Христа Спасителя. Итак, в чём же разница между дерзновением и дерзостью? И дерзость, и дерзновение проявляют себя тогда, когда человек, невзирая на опасности, угрозы, проявляет свою позицию — или в отношении других людей, или в отношении какого-то события. На этом сходство между дерзостью и дерзновением заканчивается.
Дерзость своей главной целью имеет обидеть человека, указав ему на ошибки и заблуждения. Но не чтобы их исправить, а чтобы причинить боль. А ещё самоутвердиться за счёт промахов окружающих. Дерзновение же направлено в иную сторону. Во всяком случае, в библейской истории дерзновение, чаще всего, представляет собой попытку найти справедливость, защитить кого-то от злобы этого мира, достучаться до очерствевшего сердца. С примерами дерзновения мы встречаемся, и читая Священное Писание, и изучая историю Церкви. Так, например, дерзновение проявил упомянутый апостолом Петром пророк Самуил, когда пришёл к царю Саулу и обличил его в жестокости и властолюбии. Дерзновенно обращался к царю Давиду пророк Нафан, указывая ему на совершённый грех. Давид отправил на войну, фактически убил Урию Хеттеянина, чтобы после его смерти жениться на жене этого человека — Вирсавии.
Конечно же, примером благого дерзновения является Сам Христос. Он неоднократно обличал лицемерие иудейских вождей и даже собственноручно изгнал торговцев из храма Соломона. Дерзновенно вёл Себя Сын Божий на суде у Пилата, констатируя, что только по промыслу Божию, а не по желанию правителя творится суд над Христом. Дерзновение проявляли святители Николай и Иоанн Златоуст, защищавшие перед лицом светской власти невинно осуждённых людей. Интересно, что дерзновенные вопрошания могут быть адресованы не только людям, но и напрямую Богу. Пример такого поведения даёт нам святой Иов Многострадальный. Он напрямую обращался к Богу с вопросами — почему так сложилась его жизнь, почему его постигли страдания? Эти вопросы не содержали в себе укора или дерзости, но они были прямыми, нелицеприятными и дерзновенными. Господь принял дерзновение Иова и даровал ему в ответ настоящую мудрость.
И, как мы видим, в прозвучавшем отрывке из книги Деяний, дерзновенно о Христе проповедовали святые апостолы. Делали они это не ради достижения какой-то земной выгоды, не ради горделивого превозношения над окружающими, а потому что исполняли поручение Спасителя: «идите, проповедуйте всем народам». И не видели апостолы для себя иной судьбы, иного счастья. Или как пишет апостол Павел: «горе мне, если я не благовествую». Апостольское служение в Церкви продолжает жить, несмотря на то что первые ученики Христа давно умерли. К свидетельству о вере призваны мы с вами. Не будем же игнорировать возложенной на нас миссии, но будем исполнять её, помня, что искреннее дерзновение угодно Богу, а дерзость Им безусловно осуждается.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Операция на глаза для Ярослава из Воронежской области

Пятилетний Ярослав Сумин из Воронежской области живёт с детским церебральным параличом. Это значит, что двигаться свободно он не может и ходит с трудом. Но мальчик много занимается со специалистами в медцентре и с мамой дома, чтобы через пару лет пойти в школу.
Реабилитологи по-доброму зовут Ярослава «профессор». Он любознательный и всегда готов поддержать разговор на любую тему. Ещё Ярик настоящий стратег, любит играть со старшим братом в шахматы и продумывать разные ходы.
Невзирая на свои особенности, мальчик тянется к другим ребятам, хочет с ними общаться. Гуляет он с ходунками или тростями, поэтому включаться в подвижные игры пока не может. Зато с удовольствием участвует в прятках.
Жить полноценно Ярославу мешают не только двигательные нарушения. Вдобавок ко всему у него косоглазие. Оно не даёт ему ориентироваться в пространстве, делает всё вокруг размытым и постепенно ухудшает зрение. Обрести ясный взгляд ребёнку поможет операция. Сделать бесплатно её невозможно.
Собрать необходимую сумму на операцию семье из Воронежской области помогает фонд «Провидение». На сайте фонда есть подробная история пятилетнего Ярослава Сумина, а также возможность его поддержать.
Ещё помочь Ярославу можно, отправив СМС на номер 3443 со словом «Ярослав» и любой суммой перевода. Например, «Ярослав 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов