
Вспоминается мне такой случай: в одной семье воцерковилась жена, назовём ее Мария, стала ходить в храм, молиться, изучать православие. И решила она для себя, что православная женщина должна выглядеть по-другому, не так как она выглядела раньше.
Мария отказалась от cвоего привычного внешнего образа. Перестала носить костюмы, туфли на каблуках. В гардеробе остались: пара длинных темных юбок, кофты балахоном серого цвета и темные аскетичные платья. Казалось, это — прямо противопоставление себя женщинам, которые одеваются модно, вызов общепринятым сегодня представлениям о женской красоте.
Среди жен друзей супруга Маша теперь выделялась. Кто-то из приятелей мужа однажды попросил свою жену меньше общаться с Марией, а то она в храм поведет, и научит так же странно выглядеть.
Спустя время Маша стала замечать, что ее муж теряет к ней интерес. Он начал вслух восхищаться другими женщинами, их стилем, красотой. Супружеские отношения охладели. Муж все чаще задерживался на работе. Казалось, брак в опасности.
И тогда Мария решилась обсудить проблему со священником.
— Что ты хочешь показать таким мрачным внешним видом? — спросил он.
Мария задумалась. И через время ответила:
— Наверное то, что я могу не зависеть от красивых вещей, от соблазнов этого мира.
— Но разве для этого нужно выглядеть так, чтобы перестать нравиться мужу? — возразил батюшка. — Разве аскеза в одежде? Почитай житие супруги Дмитрия Донского, Евдокии. Там рассказывается, что, когда умер муж, она стала править вместо него. Одевалась, как подобает княгине, — в дорогие одежды, да украшения с каменьями. Однажды сын Юрий спросил мать о слухах, порочащих её доброе имя. Что, мол, она выглядит и ведет себя не как горюющая вдова. Тогда великая княгиня Евдокия Московская созвала всех своих сыновей и сняла часть великокняжеской одежды. Дети увидели, что мать под роскошными платьями носит власяницу.
После беседы со священником Мария, наконец, поняла, что духовное делание, если и может проявляться внешне, то точно не в том, чтобы выглядеть отталкивающе. Батюшка рекомендовал Марии вернуться к ее привычному стилю, чтобы не печалить мужа, не вводить его в искушение.
Я рассказываю эту историю, потому что уверена, что женщина должна нести красоту в этот мир. И еще важно не пугать людей, стоящих на пороге храма тем, что, воцерковившись, придется мрачно одеваться.
Часто как аргумент против моей позиции приводят цитату из Апостола Павла, где он говорит: «Да будет украшением вашим — жены — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».
Конечно, православная женщина — это прежде всего женщина красивая внутренне, но ведь апостол не исключил внешнюю красоту, а расставил акценты, что важнее.
Мне кажется, главное — чтобы мы, православные женщины, подражая женам мироносицам, прежде всего спешили делать добрые дела и старались видеть в человеке главное —— Образ и подобие Божии, а значит, не торопились осуждать за внешний вид, ибо не знаем, какие «тайные вериги» несет женщина, что происходит в ее семье, и почему одна женщина носит рубище, а другая ходит на высоких каблуках. Ведь сердце человека —— это тайна. И ведает ее лишь Господь.
Автор: Татьяна Маругова
Все выпуски программы Частное мнение
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июня. О приоритетах в жизни человека

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду».
О приоритетах в жизни человека — епископ Черняховский и Славский Николай.
Мы живём в век всеобщего вульгарного экономикоцентризма и материализма. Многие считают, что экономика и материальные блага — это самое главное. Если спросить, что значит хорошо жить, мало кто вспомнит о чистой совести, о возможности заниматься любимым делом, о любви и взаимопонимании в семье. Но почти каждый скажет о деньгах, о высокой зарплате, о дорогих машинах, о красивой дорогой одежде. То есть только об исключительно материальных вещах.
Человек перестаёт быть человеком, он становится неким потребителем, организмом, нацеленным на потребление. Не это ли духовная гибель?
И вот Христос предостерегает, предлагая отдать рубашку и даже верхнюю одежду не другу, который нуждается, а противнику, который хочет с тобой судиться. Христос как бы нам говорит: да отдай ты эту рубашку и верхнюю одежду ещё в придачу. Это не самое главное в жизни. Не зацикливайся на материальном, не в материальном счастье и спасение.
Но как достичь такого безразличия к материальному? Сложно, но в то же время просто: направить ум и сердце к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июня. О мировоззрении и трудах Льва Лопатина

Сегодня 13 июня. В этот день в 1855 году родился русский философ Лев Лопатин.
О его мировоззрении и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Замечательный русский религиозный мыслитель — Лев Михайлович Лопатин. Скончался он в 1920 году, уже при коммунистическом режиме. Но самобытность Лопатина как мыслителя определяется его персонализмом. То есть в центре философско-религиозных идей Льва Михайловича стоит понятие личности и бессмертного человеческого духа.
Сегодня очень важно отрешаться от уродливых и безумных представлений о человеческой личности, будто бы поставленной в цепь предыдущих низших форм существования: о человеке, который недалеко ушёл от обезьяны, каким-то удивительным образом обретя свободу воли и разум.
Труды Льва Лопатина, между прочим, пользующиеся всемирным признанием, и издаваемый им журнал по общим вопросам психологии и философии были до революции одним из самых серьёзных изданий, включавших в себя труды философов, современных Лопатину.
И, поминая добрым словом этого русского философа, давайте и мы, дорогие слушатели, отведём человеку подобающее место как венцу творения. Не будем ставить его в один ряд с животными, но признаем царственность его происхождения, как живого образа Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема