
Деян., 7 зач., III, 1-8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на нравственное падение и какой-то глубинный бытовой атеизм, который поражает сегодня светское общество, многие люди всё равно продолжают присматриваться к христианству, продолжают видеть в Церкви, пусть не во всех верующих, но хотя бы в святых, пример для подражания. А мы можем вести себя, как святые? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Многим людям, знакомым с советской антирелигиозной пропагандой, известна фраза Карла Маркса «религия — есть опиум народа». При этом мало кто знает, что ещё до Маркса её употребляли в том числе и верующие авторы, подразумевающие под опиумом не столько средство одурманивания, сколько средство, облегчающее страдания, которых в жизни простого народа было немало. Сегодняшние борцы с религией часто говорят, что религия сделала своё дело, помогла непросвещённому, мало что понимающему и ограниченному в средствах человеку выжить в трудных условиях, но в наши дни человек может справиться сам. Сегодня у него есть наука, техника, медицина, психология, зачем ему религия? Зачем все выдумки людей древности? Обычно при этом говорящие знают, но не произносят вслух, что сама европейская наука возникла благодаря трудам людей, не только не сомневающихся в бытии Божии, но бывших епископами, священниками или простыми монахами. Например, одно из первых богоугодных заведений, включавших больницу, лепрозорий и странноприимный дом, создал святитель Василий Великий. Можно вспомнить пример священника Павла Флоренского, который сделал немало открытий именно как учёный. И надо сказать, что всё это они сделали не помимо и не вопреки, но именно благодаря своим религиозным убеждениям.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостолы Пётр и Иоанн идут в храм в час молитвы. Они проходят мимо нищего, болезнь которого родственники используют для того, чтобы зарабатывать. Его приносят к воротам храма, чтобы проходящие люди, проявляя благочестие и сострадание, подавали ему милостыню. Апостолы не имели с собой денег, однако они дали этому человеку нечто гораздо большее, чем деньги: они дали ему здоровье, причём не только физическое, но и духовное. Мы видим, как после исцеления этот человек не только самостоятельно ходит, за своё исцеление он воздаёт хвалу Богу.
Сегодня мы тоже бываем ограниченны в средствах. Кроме того, зачастую простой верующий не имеет той веры, того дерзновения, тех благодатных даров, которые были у апостолов. И как будто бы это означает, что он не может совершить никакое чудо. Однако главное чудо, которое проявили апостолы, заключалось в их любви и готовности по-настоящему сердечно участвовать жизни несчастного человека, лежащего перед ним. Обычно, не так сложно, потешив собственное благочестие, подать нуждающемуся и внутренне успокоившись, сказать себе: «Вот и о нищем позаботился». Много ли в такой подачке подлинной заботы и любви? Кажется, нет. Но апостолы не просто позаботились, они воззвали к Богу и, соединив собственное сердечное расположение с Его силой, действенно помогли страдающему человеку. Подражая их искренности, их вере, их любви, мы призваны участвовать в жизни людей, пусть далеко не всегда наше участие сопровождается явными чудесами, главное, чтобы оно сопровождалось искренними состраданием и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко люди, совершающие вполне сознательные грехи, в качестве оправдания говорят, что поступают так, потому что праведный путь для них слишком труден. Конечно, осуждать никого не стоит, потому что всей жизни, всех обстоятельств, всех сил человечека мы знать не можем... Но для себя самих бывает вполне полезно задуматься о том, как удержаться от греха в сложных обстоятельствах? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 11-й и 12-й глав послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Историй о героических поступках немало. В честь героев называют улицы, их подвиги описывают в газетах и на стендах, обсуждают с детьми в школах. Иногда это довольно известные люди, учёные, полководцы, а иногда совсем простые, вроде Ивана Сусанина, который был крепостным крестьянином. Но бывают поступки, о которых неизвестно практически никому, кроме тех, кто их совершает. Более того, иногда это и не поступки вовсе, а их отсутствие... Скажем, можно вспомнить слова, которые обратил к воинам Иоанн Креститель: никого не обижайте, не клевещите, довольствуйтесь жалованием. Кажется, что это очень просто, но в ситуации, когда остальные ведут себя иначе, простые вещи становятся трудными и обыкновенная честность оказывается сродни подвигу. Когда ты понимаешь, что немного меньше принципиальности позволит тебе повысить качество жизни, может быть обновить машину или даже улучшить жилищные условия, но оказываешься не готов ломать собственную совесть, это может восприниматься как глупость окружающими, но оказывается очень ценно перед Богом. И речь даже не столько про формальное соблюдение норм, сколько про искреннее стремление жить по правде, которое всегда предполагает подлинную заботу о людях, в том числе и тех, чья жизнь зависит тебя.
Но что может стать основой такой жизни? Современные люди дают разные ответы, а библейский ответ один — вера в Бога. Именно поэтому, рассказывая о жизни святых, апостол в отрывке, который мы услышали, говорит, что они действовали верой. Верой побеждали царства, верой творили правду. То есть они делали всё это, будучи уверены, что Бог и Его воля важнее сиюминутных выгод, которые в древности можно было получить, например, принеся жертву идолам, а в наше время обокрав кого-нибудь, получив взятку, поступившись заповедями тем или иным образом. Сегодня это не для всех очевидно, но ученики Спасителя совершенно не разделяли веру и верность заповедям. Они жили верой вне зависимости от обстоятельств, хороших или плохих, внешне побеждали и внешне проигрывали, но шли к цели, намеченной для них Богом. И не просто шли... Столетиями они призывали других идти за собой, как сегодня призывают нас. В сложных жизненных обстоятельствах нам может быть страшно, ведь мир, в котором мы живём, диктует нам свои правила. Однако образ святых — апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных призывает нас, несмотря ни на что, прежде всего ориентироваться на правила Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарим Варе из Алтайского края активную инвалидную коляску

Когда ребёнок по причине болезни лишается движения, он теряет и возможность участвовать в происходящем вокруг. Активная инвалидная коляска её возвращает. Она создана специально для детей с тяжёлыми нарушениями. Этой коляской, в отличие от обычной, они могут с лёгкостью управлять сами. Такая техника — незаменимый инструмент для игры и познания мира.
Благодаря слушателям Радио ВЕРА у пятерых подопечных фонда «Игра» уже появились активные коляски. У всех ребят есть двигательные нарушения, и ходить они не могут. Но с этой современной техникой, каждый из них стал более независимым от взрослых.
Девятилетняя Тася, получив активную коляску, первым делом поехала на кухню и налила себе воды. Для неё было важно сделать это без помощи близких. И теперь она всё, что может, стремиться выполнять сама. Также девочка стала гораздо увереннее чувствовать себя на сцене. Ведь Тася профессионально занимается вокалом и часто выступает на разных конкурсах и фестивалях.
Активная инвалидная коляска — удобная и безопасная. Она дарит детям свободу передвижения, а ещё помогает укрепить мышцы рук и спины.
Сейчас в такой же технике нуждается трёхлетняя Варя из Алтайского края. Врачи уже подобрали для неё нужную коляску, которая учитывает всё её особенности — и, к сожалению, для Вариной семьи она стоит слишком дорого.
Подарить маленькой Варе возможность активно познавать мир, можно сделав любой благотворительный взнос на сайте фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«1-е воскресенье по Пятидесятнице. День Всех святых». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Евр.11:33-12:2) и Евангельского (Мф.10:32-33, 37-38 ,19:27-30) чтений в 1-е воскресенье по Пятидесятнице, о дне Всех святых, а также о днях памяти перенесения мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву, святителя Никифора, патриарха Константинопольского, преподобного Мефодия, игумена Пешношского.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица