Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 18-28

Христос воскресе! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Продолжая торжествовать Христову Пасху, Церковь продолжает и чтение Евангелия от Иоанна. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 1-й главы этого Евангелия, и в нём повествуется о Христовом Предтече Иоанне.
К сожалению, об Иоанне Крестителе мы знаем совсем немного. Удивительно, но факт: о человеке, о котором Сам Христос сказал как о большем «из рождённых женами» (см. Мф. 11:11), мы знаем несопоставимо меньше, чем о каком-нибудь третьесортном современном блогере. Этот факт не может нам не напомнить прекрасно известную истину: по-настоящему великое совершается в тишине и безвестности.
Впрочем, Иоанн не был уж совершенно никому неизвестным отшельником, его проповедь была достаточно популярной, и этот факт привлёк внимание иудеев — они направили к Иоанну священников и левитов с тем, чтобы узнать, не является ли Предтеча лжепророком, от которого необходимо оберегать простых людей. Иоанн дал требуемые от него ответы, но из этих ответов мы не можем сделать вывод о том, каким образом Предтеча стал тем, кем он стал. Как он ощутил свое призвание? Как он узнал о Грядущем в мир Спасителе? Как молился Иоанн? Почему он обрёл такую благодать у Бога? Увы, но ответы на эти вопросы навсегда останутся от нас сокрытыми, и в этом тоже явление промысла Божия: сама личность Иоанна Предтечи свидетельствует, что чистый сердцем человек может обрести знание о Христе ещё до встречи с Ним, и, напротив, тот, кто не стремится к угождению Богу, не сможет узнать Христа даже тогда, когда окажется с Ним лицом к лицу.
Иоанн крестил в Иордане. Его крещение не было христианским, ведь мы — христиане — крещены, по слову апостола Павла, в Смерть Христову, Иоанново же крещение представляло собой ритуальное омовение в реке. Собственно, это омовение и было сердцевиной проповеди Иоанна: оно свидетельствовало, что в очищении от грехов нуждаются не только язычники, но и иудеи, которые, несмотря на своё знание о Боге и Его законе, оставались грешными людьми. Осознание себя грешником, причём грешником безнадёжным, таким, которому нужна помощь со стороны, — вот условие приятия Христа и Его проповеди. Иоанн, обращая внимание стекавшихся к нему людей на необходимость очищения от грехов, готовил их к встрече со Спасителем мира, Предтеча закладывал, так сказать, необходимый для этой встречи фундамент.
Уже в первой главе Евангелия от Иоанна мы видим, что далеко не все люди понимали, что делал Предтеча, и это не удивительно, ведь, как мы знаем, до сих абсолютное большинство людей живёт в убеждении, что с ними всё хорошо, что они, если и согрешают, то незначительно и безобидно, что они способны справиться со своими проблемами сами, ну или с помощью других людей, они не ощущают, что им нужен Тот, Кто способен устранить не следствие, а причину нашей греховности, они не понимают, что им нужен Христос.
Иоанн это понимал. И дай Бог, чтобы Иоанново понимание распространялось всё дальше и дальше, привлекая к Воскресшему Спасителю мира как можно большее число людей!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов