
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения в Пасхальное воскресенье, а также о важных смыслах и особенностях богослужений дней Светлой седмицы, днях памяти Иверской иконы Богородицы, иконы «Живоносный источник», собора преподобных отцов, на горе Синай подвизавшихся.
Ведущая: Марина Борисова
М. Борисова
— Добрый вечер, дорогие друзья! В эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова, и сегодня со мной в студии наш гость — клирик храма 40 мучеников Севастийских в Спасской Слободе, протоиерей Максим Первозванский.
Протоиерей М. Первозванский
— Добрый вечер!
М. Борисова
— И нам посчастливилось с отцом Максимом встречаться с вами сегодня, в этот вечер, накануне самой главной службы церковного года, накануне Пасхальной заутрени.
Протоиерей М. Первозванский
— Да, с Великой Субботой всех нас.
М. Борисова
— И совсем-совсем немного времени пройдёт, я надеюсь, большинство из нас окажемся в храме.
Протоиерей М. Первозванский
— А что, неужели есть кто-то, кто не пойдёт сегодня вечером в храм? Не может быть, я не верю. Нет, я не верю. Как говорит Иоанн Златоуст, церковь ждёт сегодня ночью всех постившихся, не постившихся, кривых, косых, убогих, самых красивых и самых некрасивых, самых добрых и самых злых, все должны сегодня ночью быть в храме.
М. Борисова
— И вот войдём мы скоро-скоро в храм, и что мы там увидим прежде всего?
Протоиерей М. Первозванский
— Смотря во сколько придем. Если мы придем, как и полагается, за хотя бы полчасика до полуночи, то мы увидим службу, последнюю службу Великой Субботы, полунощницу так называемую вообще. Можно напомнить нашим радиослушателям, что существует 9 служб, так называемый суточный круг, которые должны, по идее, совершаться в течение суток. Ну, самое известное, что мы знаем, это, конечно, Божественная Литургия, вечерня, утрення, часы, но кроме того есть такие службы, как повечерие, полунощница. И вот полунощница, как и полагается ей, должна служиться в полночь, и вот мы сегодня можем пасхальную, по сути дела, полунощницу или полунощницу Великой Субботы, мы можем её услышать и увидеть.
М. Борисова
— Но мы-то все в предвкушении праздника, возгласов, света. Но мы приходим в храм, и там свет приглушен. И вообще такое впечатление, что мы что-то перепутали.
Протоиерей М. Первозванский
— Ну, вообще-то говоря, если по-честному, для самых ленивых, самых необязательных, этих, кто не слушает ни Радио ВЕРА в эфире, ни отца Максима вживую, есть люди, которые придут на исповедь. Вообще-то, поисповедоваться хорошо бы заранее, до Страстной недели. Если не получилось до Страстной недели, ну хотя бы где-то там в Великий четверг или в Великую субботу, сегодня с утра. А уж для тех, кто совсем никак не смог, или сегодня, даже поисповедовавшись сегодня утром, успел с кем-то переругаться насмерть, потом, конечно, помириться, но вот что-то на совесть тяжко давит, то те могут прийти и поисповедоваться. Во всех храмах обычно часов с 10 или хотя бы с 11 исповедь для вот таких задержавшихся, опоздавших, для них она проводится. И, конечно, вот вы пришли туда. Другой вопрос, что сейчас ночь, и Воскресение не совершилось, и вот когда оно совершится, тогда будет и свет, тогда будет и радость, тогда будут и восклицания, и крики. А сейчас пока мы находимся в ожидании светлого Христова Воскресения. Даже крестный ход, хотя свет уже обычно на крестный ход зажигают, мы идем по темной ночи, идем вокруг храма. Конечно, не в абсолютной темноте, обычно все-таки все это подсвечивают, но мы идем ночью, приходим к затворенным дверям храма, иногда несмотря на то, что, например, в нашем храме мы делаем большой крюк не только вокруг храма, но и вокруг сквера, прилегающего к храму, мы уже подходим к храму, люди еще только выходят, поэтому я всегда заранее предупреждаю тоже дежурного: вот как вы увидите, что мы приближаемся, все двери закрывайте, иначе не все успеют даже выйти, не то что войти, мы начинаем, собственно, Пасхальную заутреню, мы начинаем её на улице перед закрытыми дверями храма. Это как бы закрытый, приваленный к пещере, к вертепу камень, в котором была закрыта пещера, в которой находится ещё Христос, ангел ещё не отвалил этот камень, Воскресенье ещё не свершилось.
М. Борисова
— Но это ведь поздняя традиция, и далеко не во всех поместных церквях.
Протоиерей М. Первозванский
— Ну, вообще, я рекомендую посмотреть не сегодня, а, может быть, завтра или в течение Светлой недели. Есть куча видео, я встречал такие тексты, что у греков, допустим, где-нибудь там всё скучней, что нет такого, вот. А, знаете, я видел видео, где действительно там подходит священник к храму и начинает с всей силы, чуть ли не ногой стучать по дверям и требовать, чтобы ему открыли, и всё это происходит гораздо экспрессивней, чем у нас, или когда начинается служба, священник буквально сломя голову носится по храму, разбрасывая цветы с криками «Христос воскресе!» Поэтому по-разному, по-разному.
М. Борисова
— Мне трудно представить, каждый человек по-своему переживает то, что нас ждёт в эту ночь в храме, но мне всегда казалось, что самое важное происходит в тот момент, когда окончательно гасятся свечи, и храм погружается в такой полумрак, и в этом полумраке происходят два события одновременно. Начинают в алтаре тихо-тихо петь пасхальную стихиру, и в это же время начинают прихожане передавать от одной свечки к другой огонь. Свечи зажигают от свечей.
Протоиерей М. Первозванский
— Не могу вас поддержать, у нас такого нет. Когда заканчивается пасхальная полунощница, в нашем храме просто зажигают свет.
М. Борисова
— Ну вот мне тогда, можно сказать, повезло, потому что моя первая Пасхальная заутреня в далёкие-далёкие 80-е годы в храме Николы в Кузнецах как раз началась с того, что свет погасили совсем, и стали передавать вот этот вот живой огонь от свечи к свече. И до сих пор, наверное, самое острое переживание Пасхи осталось на всю жизнь как камертон. То есть переживаний-то за 40 с лишним лет было масса всяких разных.
Протоиерей М. Первозванский
— Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет.
М. Борисова
— Именно так оно все происходило, потому что после этого уже крестный ход тебя как волной захватывает, ты даже, по-моему, не очень понимаешь, что происходит, просто ты с этой волной, с этими перетекающими свечами, с этими огоньками, тебя выносят, и дальше вроде как даже и без твоей собственной воли несёт в крестный ход. Ну, может быть, это такой очень поэтический у меня получился образ, ну уж из песни слова не выкинешь.
Протоиерей М. Первозванский
— Нет, это замечательно, и действительно у каждого из нас есть какие-то свои акценты, свои переживания, и даже вот само пение на Пасху в нашем храме, ну, в пасхальную ночь нет, а вообще потом и на Светлой неделе будет петь греческий хор, византийское пение. И я люблю византийское пение, я всех приглашаю к нам в храм, по средам и пятницам у нас совершается византийская литургия, там не только пение, но элементы богослужебные, я очень это люблю. Но для меня в пасхальную ночь, например, и даже потом на Светлой неделе, это все-таки некий диссонанс. Хотя я понимаю, что наше русское пение, это ведь «Барыня- барыня, барыня, сударыня, барыня». То есть пасхальный канон мы поём буквально на «Барыню». Так исторически сложилось. Для меня Пасха ассоциируется вот с этой бьющей через край радостью.
М. Борисова
— Но помимо того, что можно воспринимать пасхальный канон как пение под мотив «Барыни», но есть ещё у нас смесь народного церковного пения и адаптированного, рафинированного церковного пения. Потому что первый раз ирмосы пасхальные Веделя я услышала в деревне. Это уже как народное творчество. Казалось бы, это написано для царской капеллы. Это сложное произведение вокальное. Но при этом простые бабушки в деревенской церкви на праздник такой великий, как Пасха, они не могут обойтись без Веделя. И, вы знаете, действительно, без Веделя как-то чего-то не хватает.
Протоиерей М. Первозванский
— По-разному. И действительно, знаете, как сказал уже довольно давно один из современных богословов, что когда юноша приезжает, допустим, и поступает в семинарию, первое, что он с удивлением обнаруживает, что богослужебные традиции вовсе не такие, как было у них на приходе. То есть мир православия, даже русского православия, он гораздо шире. И где-то замечательные, шикарные хоры, а Веделя не поют. И для меня это тоже иногда диссонанс, когда ты привык определённую музыку соединять в своем сердце с определенными богослужебными моментами, не обязательно пасхальными, Великого Четверга ли, Великой Субботы, Страстных Евангелий, а вдруг их нет, и вдруг поют по-другому. И что с этим делать? Ну, вот так. И, слава Богу, совсем не обязательно, чтобы ты всю жизнь переживал Пасху под Веделя. Иногда можно и под греческое пение.
М. Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда, по субботам в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица» в студии Марина Борисова. Наш сегодняшний гость — клирик храма 40 мучников Севастийских в Спасской Слободе, протоиерей Максим Первозванский. И мы с ним готовимся встретить Светлое Христово Воскресение. Я думаю, как и все наши радиослушатели.
Протоиерей М. Первозванский
— Так и хочется уже сказать «Христос Воскресе»...
М. Борисова
— Ну не торопитесь! Ещё пока потерпите. Хотя это самая любимая служба, по-моему, у всех детей, потому что вот в кои-то веки обычно ребёнку говорят, что «сядь, встань, не мешай», «веди себя тихо». А тут можно бегать, можно кричать. Причем все говорят: давай кричи. Все очень радуются, что ты вдруг кричишь в церкви. И дети заутреню очень любят. Но взрослые тоже. Я помню, как меня поразила первая, по-моему, первая или вторая Пасха, на которой я присутствовала на заутрене, меня поразила такая практика, когда священнослужители меняли облачение. Сейчас этого почти нигде не делают, и, в общем, это понятно, потому что я не представляю, когда они успевали.
Протоиерей М. Первозванский
— Ну, на самом деле, они, конечно, полностью облачения не меняют, меняется только филонь, т.е. риза верхняя, и положить на столик... Хотя у нас в храме не меняют, мы не меняем облачения, мы просто служим... У нас есть удивительный комплект облачений белого, ведь пасхальная заутреня служится в белом. И у нас есть такой комплект облачений, одинаковые ткани, но белое с красным, белое с голубым, белое с зелёным, и просто у нас, вот мы все, духовенство нашего храма, мы в этих облачениях, и получается, что действительно на первой песне выходит отец-настоятель, у него белое с красным, а потом выходит отец Иаков, у него белое с зелёным, а потом выходит отец Максим, у него белое с синим, и менять ничего не надо. Там, где, допустим, один священник служит, например, или даже, может быть, и много, просто на столик кладётся стопка фелоней, и священник снимает верхнюю ризу свою, и это делается одним движением, поскольку риза — это простое облачение, такая накидка с дыркой. И надевается риза другого цвета, и вуаля, вы уже выходите в другом цвете.
М. Борисова
— Вообще всё, что происходит во время пасхальной заутрени, это какая-то феерия, потому что и тут как повезёт, каков приход, знают ли или не знают слова песнопений наизусть. Во многих храмах, по крайней мере, стихиры Пасхи, ещё какие-то части заутрени поют всем храмом. Сейчас это реже, чем в 70-80-е годы, тогда в любом храме пели, даже многие каноны пасхальные, потому что если из года в год ты попадаешь на эту службу, невольно запоминаешь и слова канона тоже. Но это удивительное счастье, когда можно всем вместе ещё и спеть. Хотя я понимаю, что есть люди, у которых тонкий музыкальный слух, и, наверное, это всё некоторым трудно даже чисто физически выдержать. Но зато как здорово, когда ты участвуешь.
Протоиерей М. Первозванский
— Ну, есть возможность выбора. И если вы ходите, действительно, то каждый храм находит свой баланс. Действительно, если вдруг пытаться заставить петь людей, которые не привыкли петь или не хотят петь, действительно, часто на Пасху в храм приходят люди, которые приходят несколько раз в год, и только на Пасху, и петь они не готовы. Ну, в нашем храме мы поём в обязательном порядке, конечно, «Воскресение Христово видевше» — это то песнопение, которое поётся на каждой воскресной всенощной, люди могут его спеть. Вот. «Стихиры Пасхи» — пополам, алтарь и клирос, а люди в храме могут просто подпевать. Ну, вообще, это ведь тоже... Мы очень ориентируемся на свои субъективные переживания, и где-то хор поёт настолько быстро вот эту самую «Барыню», что, ну, невозможно подпеть, где-то люди готовы слушать византийское пение, где-то люди готовы петь народным пением. И мне кажется, вот это многообразие практик — это очень хорошо. И вы можете действительно выбрать для себя, ну, если можете выбрать, если вы в городе большом, могут быть несколько разные традиции, ничего страшного в этом нет, наоборот, в этом есть плюс.
М. Борисова
— А вот как вам кажется то, что есть люди, которые приходят на Пасху только на заутреню, не остаются на Литургию? В этом нет такого ощущения, что люди себя обкрадывают?
Протоиерей М. Первозванский
— Я вам могу сказать, что даже есть такие священники. Они отслужат заутреню и пойдут спать, потому что им на следующее утро надо служить позднюю. А есть люди, которые не придут ночью, а потом придут только на эту самую позднюю, иначе бы не было необходимости во многих храмах её совершать. На самом деле ведь есть люди, которые приходят только на крестный ход. Даже не на заутреню, а просто на крестный ход. И с советских времён, которые мы с вами любим вспоминать, действительно, люди так и говорили: «Ты пойдёшь на крестный ход?» Где-то к третьей песне канона храм уже, будучи сначала переполненным, вполне себе пустел, и люди шли разговляться. Кто может чего вместить, тот да вместит. Я так к этому отношусь, и, конечно, ночная служба, она цельная именно соединением заутрени с Литургией. И вряд ли, наверное, стоит, если вы пришли на заутреню, есть силы, и вы хотите причаститься, идти после заутрени домой с тем, чтобы прийти после на позднюю или не прийти вообще. Но я с удивлением регулярно каждый год обнаруживаю не на Пасху, а просто, что люди... Вот у нас приход, большинство прихожан причащается часто. Такая сложилась у нас практика, что несколько раз в месяц практически все причащаются. Кто-то и каждую неделю, кто-то чуть реже, кто-то раз в две недели. Но такая вот у нас практика частого причащения. А при этом я вижу людей, вот они ходят в храм регулярно, а потом вдруг он подходит к тебе на исповедь и говорит: я хочу причаститься. Я говорю: а что мешает? Я никогда не причащался. То есть так или иначе всё равно есть люди, которые ходят в храм, но не причащаются. И поэтому да, они пришли на заутреню и пошли домой. Или отстояли до конца, но так и не подошли к Чаше. Я с удивлением обнаруживаю, что действительно, хотя причащается большинство людей, отстоявших и присутствовавших на ночном богослужении, но опять-таки не все. Несмотря на слова Иоанна Златоуста: «Придите, насладитесь вси», то есть все. Но это тоже такой выбор человека, и кто-то уже дошёл до Причастия, кто-то пребывает в таком состоянии, которое бы в древности назвали оглашенными, человек уже ходит на службу, уже готов разделять радость о Воскресшем Христе, но ещё не причащается. И опять-таки в сознании многих людей вот эта советская традиция непричащения на Пасху. продолжает жить, просто так она не уходит, и я помню, как наш отец-настоятель храма Петра и Павла, который как раз не выносил Чашу на Пасху, его когда уже спросили, а вот Святейший Патриарх уже причащает народ на Пасху, говорит: но ведь нет ни одного покаянного песнопения, как вы можете... То есть вот для него, опытного, многоопытного духовного человека, для него вот такое Причастие. Там много можно что на это возразить, и слава Богу, что эта традиция уже ушла или уходит совсем. Но да, есть люди, которые постом причастились, как там у Пушкина, «два раза в год они говели». Человек поговел где-то там на первой неделе, может, на Вербной причастился, а дальше он просто приходит в храм. Для меня это странно, но, опять-таки, я считаю, что опыт может быть многообразен, и об этом и говорит нам документ, принятый на соборе Русской Православной Церкви об участии верных в Евхаристии, что практика может быть различной.
М. Борисова
— Ну вот, допустим, всем нам повезло, мы попали в правильное место, и Литургии нам совершаются для того, чтобы в конце люди могли все причаститься.
Протоиерей М. Первозванский
— Любой храм Русской Православной церкви — это правильное место.
М. Борисова
— Вот. Идёт Литургия, читается Евангелие. Почему Евангелие во время Пасхальной литургии совершенно не о том, о чём ты ждёшь. Но ведь мы же празднуем Воскресение Христово, и вдруг начало Евангелия от Иоанна. То есть вообще просто вот о чём? «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога». И дальше вот с 1 по 17 стих, казалось бы, того события, о котором мы все думаем и которое мы все сейчас празднуем, об этом нету вроде как и речи. Почему?
Протоиерей М. Первозванский
— Ну, об этом была Великая Суббота. И на Литургии Великой Субботы читалось Воскресное Евангелие. Поэтому очень важно понимать, что служба пасхальная, она не висит в воздухе, в вакууме, и она на самом деле и не была никогда построена таким образом. Мы можем об этом сожалеть и говорить, что почему так. Она не была построена таким образом, что именно она предназначена для человека, один раз в год пришедшего на службу. Хотя таких людей действительно оказывается много. Люди приходят на службу именно на Пасху, в пасхальную ночь, а больше и непонятно, когда они еще придут. Она в ряду других служб, и кроме того, что сам по себе, мы можем размышлять о том, почему именно с пасхальной ночи начинается чтение Евангелия от Иоанна, которое будет закончено в субботу накануне Дня Святой Троицы. Евангелие от Иоанна само по себе всё оно удивительно пасхальное, оно повествует о том, как Бог стал человеком, и тьма, был Свет истины, и слышим мы в пасхальную ночь, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был и через Него всё начало быть, что начало быть. А дальше все Евангелие. «Пришел к своим, и свои его не приняли, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими. И Слово стало плотью, и обитала с нами полная благодати и истины, и от полноты его все мы приняли благодать». Ну что более пасхального может быть? Ведь Пасха — это о Воскресении Христа. А само Воскресение Христа оно о чем? Почему оно нам так важно? Почему мы так это переживаем? А потому что Слово стало Плотью и обитало с нами, и через Него мы приняли благодать, и теперь мы все с Ним, Он с нами, и мы с ним. Пасха на самом деле об этом, а не просто о факте воскресения, свершившемся две с лишним тысячи лет тому назад.
М. Борисова
— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и клирик храма 40 мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский. Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.
М. Борисова
— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья, в эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе, протоиерей Максим Первозванский. Ну, что касается пасхальной службы, там ведь всё как каждый год мы слушаем послание Иоанна Златоуста, и в конце службы освящается артос. Ещё нужно периодически напоминать многим прихожанам, что такое артос и почему его тут освящают в конце пасхальной Литургии. И отдельно хочется поговорить о Великой вечерне, про которую многие забывают, и очень жалко, что забывают, потому что это такое богослужение, которое, мне кажется, без него вот не хватает чего-то, несмотря на переизбыток радости, вот без этой пасхальной Великой вечерни.
Протоиерей М. Первозванский
— Ну, вообще, именно вечером на Пасху, как правило, если мы говорим про Москву, Пасхальную вечерню совершает Святейший Патриарх, и верующие из разных храмов, всё свободное от служения духовенства приглашается в Храм Христа Спасителя для того, чтобы вместе с предстоятелем разделить радость Пасхи в доковидные времена. была возможность у каждого человека, и я помню, мы с детьми ездили еще, я помню, даже священником не был, еще Храм Христа Спасителя освящен не был, и была возможность лично прикоснуться к Патриарху, подойти, взять его благословение, обменяться с ним пасхальным яйцом. Вот сейчас расстояние между предстоятелем и верующими несколько увеличилось, но всё равно, так или иначе, вы можете разделить с патриархом радость пасхального богослужения на вечерне. А в епархиях точно так же пасхальную вечерню совершает правящий архиерей. Это очень короткая служба, немногим более чем полчаса. И, как вы сказали, это очень важно. К сожалению, если вдруг вы не поехали, включайте трансляцию. А вообще я всегда езжу. И как раз я оказываюсь тем самым священником, который не свободен от участия в богослужении, совершаю всегда пасхальную вечерню в своем родном храме. И довольно много народу приходит, и как-то именно вокруг пасхальной вечерни можно позвонить в колокола, потому что, ну, есть такие, так сказать, вот такая информация, что на Пасху можно звонить всю дорогу. На самом деле, это, конечно, не так. Вы можете позвонить тогда, когда на колокольне будет звонарь, который вас встретит, и во многих храмах просто висит расписание даже, когда вы можете подняться на колокольню. Так вот, как правило, вокруг пасхальной вечерни, это тоже возможно. Вы можете прийти и позвонить в колокола, и полчаса спеть вместе или послушать вместе с хором прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш, ты, если Бог, творяй чудеса». Великий прокимен, который пять раз поётся и читается, как раз вот здесь читается воскресное Евангелие, из Евангелия от Иоанна, повествующее о том, как в первый вечер после субботы как раз дверями затворёнными Христос явился своим ученикам, и Фомы там не было, и Фома не поверил, но Христос пришёл, воскресший Христос, Он воскрес и пришёл к своим ученикам, чтобы они могли прикоснуться к Нему, чтобы они могли увидеть и увериться в чуде Воскресения. Ну и потом, как ведь у нас обычно проходит Пасха? Мы пришли после ночной службы, мы быстренько что-нибудь съели и, конечно, отправились спать. Если с утра мы с внуками на службу не пошли, которые не были ночью, а мы всегда своих детей таскаем именно на ночную службу, это такая уж традиция, но кто-то пошёл с утра, а потом днём мы сели разговляться. И вот все уже объелись, уже всё, уже мы все в еде, уже телец упитенный, придите, насладитесь, все объелись. И чего? И вот тут-то надо встать и опять в храм. И тогда на короткую службу, на полчаса всего. И тогда этот праздник, именно вот пасхальный день, он начнётся, и он завершится пасхальным богослужением. Мы понимаем, что Пасха это не про разговление и не про еду. Иначе еда способна вытеснить радость праздника. И бедные те люди, для которых Пасха кончается, начавшись только в пасхальную ночь. Не случайно пасхальное богослужение будет продолжаться все семь дней: и в понедельник, и во вторник, и в среду, и крестные ходы, и пасхальные Евангелия, и стихиры Пасхи, и пасхальный канон, всё как положено. Просто Пасха не закончилась. И я просто знаю тех людей, которые вот ходили, постились весь пост, причащались, потом пришли на пасхальную ночь, и бах, и что? И всё кончилось? Я говорю: да нет, братья, сёстры, всё только начинается. Просто надо помнить, что вы должны быть в храме теперь каждый день. Вот не случайно каждый день, если вы особенно постились, вы можете каждый день причащаться. Да, вот кто Великий пост не соблюдал, в пасхальную ночь вас допустят до Причастия, здесь есть некий дуализм, потому что, с одной стороны, в богослужебных указаниях в Типиконе прямо написано, что кто пост не соблюдал, не обязательно, конечно, по всей строгости, на этом я сейчас не буду акцентировать внимание, но вот если ты постился, как мог, то тогда, а если вот не постился, пренебрёг, тогда да не причастишься на Пасху. Это не касается пасхальной ночи. В пасхальную ночь церковь действительно призывает причаститься всех, постившихся и не постившихся. Но вот дальше, на Светлой неделе, это время, когда причащаются ежедневно постившиеся Великим постом. Потому что, с одной стороны, действительно, чтобы причаститься, надо пост соблюдать, а с другой стороны, какой пост на Светлой неделе? Никакого. И поэтому мы не постясь, ну максимум там безмясной ужин, если уж вас совсем совесть зазирает, а вообще-то не надо ничего, никакого специального поста нет, кроме евхаристического, с полуночи не едим, не пьём, вот, и причащаемся Святых Христовых Таин, если вы соблюдали весь Великий пост. Вот церковь призывает соблюдавших Великий пост на Пасху причащаться. Поэтому не закончилась Пасха, а она только начинается, она только открывается. Крестный ход каждый день. Пасхальный канон каждый день. То есть мы, по сути дела, воспроизводим пасхальное богослужение ночное снова и снова, и в понедельник, и во вторник, и в среду, и в четверг, и в пятницу, и даже в субботу последний крестный ход с освещением артоса, с раздачей его, с раздачей освещения артоса совершается в пасхальную ночь. Вот. Пасха будет продолжаться всю неделю.
М. Борисова
— Но помимо постоянно продолжающейся пасхальной службы, которая на протяжении всей Светлой недели совершается, на Светлой неделе есть ещё и особые дни особых воспоминаний церковных, причём они как бы прикреплены именно к дням светлой седмицы. И один из таких дней — это вторник — Иверская. Это в особенности хорошо чувствуешь в Москве, поскольку прославилась та самая привезённая с Афона ещё при царе Алексее Михайловиче с благословения будущего патриарха Никона.
Протоиерей М. Первозванский
— Список с чудотворной иконы Иверской прославился именно в Москве. И святыней московской была Иверская. Как встречали её у Воскресенских ворот, так у Воскресенских ворот и построили для неё и часовню. Она и остаётся одной из главных святынь Москвы, потому что не случайно после восстановления тех самых Воскресенских Ворот и восстановления Иверской часовни новый список, также на Афоне написанный специально для часовни Иверской, это единственное место в Москве, в котором ежедневно, в течение всего дня, в течение всего года читаются акафисты Иверской иконе, Матери Божией перед её Иверской иконой. Были попытки подобного общемосковского почитания разных святынь и разных святых. Единственное, что по-настоящему прижилось и осталось, это как раз Иверская часовня. Это лишний раз говорит о том, что это не надуманная история, не просто исторический факт, а это... Иногда это странно выглядит, там же прямо рядышком передвижной часовни нулевой километр, вход на Красную площадь, люди стоят с мегафонами и приглашают всех на экскурсию по Москве, и такая вот движуха светская вполне, но при этом всё-таки выводится такой динамик, и постоянно-постоянно идёт в течение всего дня чтение акафиста священником, это не просто там мирянское чтение, а совершаются молебны, и читается акафист, и люди стоят, и вот хоть 10 человек, но в течение с 8 утра до 8 вечера в Иверской часовне стоят и молятся. Это живая святыня, и очень многие люди, приезжающие в Москву, не с паломнической целью, а вот они идут на Красную площадь, и они всё равно заходят в Иверскую, они свечечку поставят, они к иконе приложатся, это по-настоящему живая святыня.
М. Борисова
— А как вам кажется, почему? Ведь у нас очень многие почитаемые чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, они связаны с какими-то такими героическими историческими событиями. Где-то какие-то сражения, какие-то города охраняли по молитвам к какому-нибудь образу Пресвятой Богородицы даже целое войско могло отступить от стен Москвы, например. А здесь вроде как всё тихо, мирно, и никаких героических событий не связано с такой особой памятью.
Протоиерей М. Первозванский
— Ну, мы с вами часто разговариваем о том, почему тот или иной святой, та или иная святыня оказывается особо почитаемым. И здесь есть несколько моментов. Первое, конечно, это история, связанная с той или иной святыней. И некоторые из них могут или могли происходить вот на глазах, например, русских людей, да, как, например, Владимирская икона Матери Божьей, Её заступничество, и особое заступничество от нашествий степных и Тамерлана, и Махмед-гирея, и вот поэтому несколько раз в год Владимирская празднуется, потому что она воспринимается как главная защитница южных рубежей. А есть история, рассказанная и произошедшая до, ведь это действительно. История, смотрите, ну нет у нас таких икон больше, где бы Матерь Божия была с пробитой щекой, из которой истекает кровь. Копием воина-иконоборца прободена она бысть, и чудо свершилось, истекла кровь. Дальше она чудесным образом отправляется к горе Афонской. Дальше Её чудесным образом не сразу удаётся вообще взять. Дальше Она не хочет быть в том храме, в котором Её пытаются разместить, и говорит: «Я буду Вратарницей». То есть Иверская икона — это вратарница, охраняющая врата, охраняющая вход. Ну, по-моему, история, которая вот человеку любому зайдёт. Не случайно она на воротах города Москвы, около Воскресенских ворот она. Она прямо вот, она охраняет Москву. Это первая причина — да, какая-то история рассказанная. А вторая, главная, причина. Это непосредственное прямое воздействие. Я это однажды ощутил в своей жизни от новописанной иконы. Это была... Иверская икона принадлежит к Матери Божьей Путеводительнице, к той же, что и Смоленская, вот этот самый типаж, да? А есть икона Матери Божьей Умиление, это как раз Владимирская. Вот однажды я увидел новописанную икону. Она даже не была именно Владимирская, но принадлежала вот к этому типу Умиление. И я прям перед ней встал и идти не мог. Потому что это было просто какое-то чудо прямого воздействия на человека благодатной силой, исходящей от лика Матери Божьей. И я увидел Её в Новоспасском монастыре, в галерее висящей, и потом она исчезла через какое-то время. Я даже не знаю, где она сейчас. Я много раз её искал и не знаю. Но вот эта память от прямого воздействия — это, конечно, удивительное чудо, когда ты стоишь перед образом.Ии что Матерь Божия слышит тебя. «Скоропослушница днесь бо Матерь Божия простирает нам спасающую руку». Человек стоит перед «Скоропослушницей» и ощущает, что Матерь Божия здесь и сейчас простирает ему спасающую руку. И, конечно, чудеса. Это третий фактор, когда человек помолился, попросил и получил просимое. И это удивительный тоже такой момент почитания той или иной святыни того или иного святого. Как говорится, в мемах 90-х годов: работает. Иверская икона принадлежит к тем иконам, через которые Матерь Божия помогает людям.
М. Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда, по субботам в эфире Радио ВЕРА программы «Седмица». С вами Марина Борисова и наш гость, клирик храма 40 мучеников Севастийских в Спасской Слободе, протоиерей Максим Первозванский. Как всегда, по субботам мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающей Светлой Седмицы. Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. На этой Светлой седмице у нас Живоносный источник. И первое после богоявления освящение воды.
Протоиерей М. Первозванский
— Так, конечно, вода освещается. И я как раз, когда готовился к нашей сегодняшней беседе, думал об этом. Действительно, в большинстве храмов молебны совершаются еженедельно, и в нашем тоже. Мы каждое воскресенье освящаем воду, кропим святой водой. наших прихожан, и в этом есть, с одной стороны, постоянная пребывающая радость, а с другой стороны, некоторая девальвация этого самого освящения воды. Я помню, мы и в 90-е, и в нулевые годы еженедельно освящали большой бак. А сейчас мы еженедельно совершаем освящение воды, на краткий молебен водосвятный остаются примерно четверть людей, пришедших на Божественную Литургию, то есть не так мало. Все радуются, всех кропим водой, но мы освящаем всего лишь небольшую кандию. А бак освящаем раз в месяц, раз в два месяца. То есть вот люди перестали таким образом относиться к святой воде. Не в смысле у нас, а мне кажется, повсеместно. И при этом устав действительно предписывает великое освящение воды на Богоявление, а малое освящение воды тоже несколько раз в год всего. И вот одно из этих освящений — это, конечно, праздник Живоносного источника. Поэтому приходите, вспоминайте историю императора Льва.
М. Борисова
— Это пятница. Но там надо разобраться всё-таки. Живоносный источник — храм, в честь обновления которого и был установлен этот праздник. Или Живоносный источник икона. Вот тут всё вместе.
Протоиерей М. Первозванский
— Всё вместе. И поэтому да, мы вспоминаем историю того, как этот самый источник живоносный. Вообще, я когда читал эту историю, удивительно, пошёл император погулять. В Константинополе нигде не быть там, не в своей загородной резиденции, а прямо вот в самом центре Константинополя пошёл император погулять и увидел заблудившегося в лесу слепого. Вот ведь удивительная история, оказывается, в центре Константинополя можно было заблудиться в лесу. Вот, и найти неизвестный доселе источник воды, который даровал святому прозрение. Так что потом на этом месте был построен храм, тот самый храм Живоносного источника. Напомню на всякий случай, что слово «обновление» буквально значит «освящение» по-славянски, т.е. я... многие люди думают обновление, значит, вот он был-был-был-был, состарился, его обновили. Нет, это именно освящение храма, оно, как правило, храм построили и ввели в эксплуатацию, освятили. Вот этот праздник и, соответственно, празднуется. Ну а в дальнейшем мы действительно воспринимаем сейчас в нашей традиции именно икону Матери Божьей Живоносный источник, которая привязана, несомненно, к тому самому источнику, от которого исцелялись слепые, хромые, убогие и прочие. В нём освящалась вода, потом на праздник Богоявления, вот ею, когда всякие споры на Крещение возникают, купаться, не купаться, все как раз вспоминают древнейшую традицию окунаться в этот самый источник, существовавший в Константинополе. С другой стороны, например, для нашего храма это диаконский праздник. У нас нашего диакона рукополагали больше 20 лет назад на праздник Живоносного источника, а сейчас новый диакон, и его тоже опять рукополагали для нашего храма ровно через 20 лет опять-таки на праздник Живоносного источника. И у каждого свои ассоциации могут быть связаны с этим праздником. А вообще Святейший Патриарх обычно на Живоносный источник служит в Троице-Сергиевой Лавре, и это тоже такая давным-давно устоявшаяся традиция, что когда священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры поедет братию поздравлять с праздником на Живоносный источник.
М. Борисова
— Но помимо двух этих праздников, посвященных двум иконам Пресвятой Богородицы, на Светлой Седмице у нас есть еще такой малопонятный праздничный день — среда, в котором празднуется собор преподобных отцов на горе Синае подвизавшихся. Но мне кажется, что в таких местах, как Синай, где с древних времён существовали монашеские обители, и монастырь Святой Екатерины, который очень хорошо известен, был всегда в Русской Православной Церкви, и какие-то особенные такие связи были между Русской Церковью и именно этой обителью, всё-таки, мне кажется, очень важно, что мы на Светлой Седмице вспоминаем именно Синай, потому что Синай — это не только монастырь Святой Екатерины, это не только сонм христианских подвижников, это ещё прежде всего гора, на которую взошёл Моисей и где он общался с Богом.
Протоиерей М. Первозванский
— Не был никогда, но по слухам, дошедшим до меня, Неопалимая купина, пребывает там отпечаток золотого тельца. Вообще события Ветхого Завета, связанные с именем Моисея и дарованием закона, там ко всему этому можно прикоснуться, можно встретить рассвет на Синае.
М. Борисова
— Ну, в общем, сейчас, наверное, это немножко сложнее, чем несколько лет назад, но я думаю, что с Божьей помощью эти возможности вернутся, и можно будет...
Протоиерей М. Первозванский
— Ну, по-моему, шенген для Египта не нужен?
М. Борисова
— Ну, дело-то не в шенгене, а дело в том, что там периодически сейчас можно попасть в самую гущу каких-нибудь боевых действий, чего не хотелось бы, когда...
Протоиерей М. Первозванский
— Ну мы празднуем отцов Синае и Раифе избиенных. Ну, соответственно, что если там кого-то избивают, самое время нам там оказаться, сказано с сарказмом.
М. Борисова
— Ну, у нас не обязательно ехать на Синай, у нас вон...
Протоиерей М. Первозванский
— Чтобы быть избиенным. Да, это правда.
М. Борисова
— И всегда так было. Вот, пожалуйста.
Протоиерей М. Первозванский
— Это правда. Ну, к счастью, многие наши святыни избитые получились, да, конечно, это монастырь отца Зосимы на Донбассе, который очень сильно пострадал, и сейчас с Божьей помощью тоже будет восстановлен. Бог даст, и святыни Киево-Печерской лавры вновь станут доступны. Хотя некоторые говорят, что благодать Киево-Печерской лавры перейдет в Оптину пустыню. История — удивительная вещь.
М. Борисова
— Им виднее, тем, которые говорят.
Протоиерей М. Первозванский
— Это как раз отец Зосима так говорил.
М. Борисова
— Но праздник ведь Светлой Седмицы не заканчивается. Он только начался, и еще ему до Троицы длиться, и длиться, и длиться. Но мы не умеем так долго. Вот поститься 40 дней — это мы еще можем, а вот праздновать 40 дней — это очень трудно.
Протоиерей М. Первозванский
— Ну, смотрите, на самом деле это возможно. Во-первых, возможно всё-таки, ну, как мы украшаем дом к Пасхе, об этом мы уже говорили, да, что дом, тёмное облачение, как и в храме, меняем на светлые лампадки, синие обратно возвращаем, красные. Стоит свежая верба после Вербного воскресения, и всё как-то вот должно быть дома по-праздничному. Надо украшать дом к Пасхе так же, как мы украшаем дом к Новому году и Рождеству. Да, ёлки нету, но так или иначе мы можем и гирляндочки повесить, и ещё что-то. То есть праздничное убранство дома сохраняем — раз. Всю Светлую неделю вместо утренних и вечерних молитв мы поём Пасхальные часы. Учитесь, пожалуйста. Послушайте это сейчас, если вы не совсем человек в одиночестве, живущий, не имеющие доступа к интернету. Запишите себе и подпевайте Пасхальные часы. Они поются на восьмой глас. Всё очень просто. «Аще и во гроб снишел еси бессмертне». И вот так всё. На восьмой глас поём часы Пасхи. После того, как заканчивается Светлая неделя. В будние дни, да, и часы Пасхи можно снова петь на воскресенье до, соответственно, Троицы. В будние дни, которые уже будут потом, после Фоминой недели, мы всё равно на молитвах добавляем «Воскресение Христово видевше». А если вы вдруг почувствовали, что Пасха куда-то из вашего сердца улетучивается, возвращайте обратно Пасхальные часы. Никто вас за это не осудит, наоборот, если вам нужно вернуть пасхальное настроение, пожалуйста, его возвращайте. Соответственно, сама природа, сама погода весенняя, посещение храма по воскресеньям, например, во многих храмах существует такая традиция, и в нашем храме мы тоже эту традицию возродили, когда по воскресным дням по окончании божественной Литургии совершается пасхальный крестный ход. И вы можете поучаствовать. Во многих храмах эта традиция жива, и вы приходите в храм в воскресный день, и на жен-мироносиц, и на расслабленного, и всё как бы там дальше, дальше, дальше, и вы можете снова покричать «Христос воскресе», порадоваться, услышать на крестном ходе пасхальный канон. Поэтому радуемся.
М. Борисова
— Ну, пока-то мы ещё и одного раза не кричали, нам это ещё только предстоит.
Протоиерей М. Первозванский
— Так вот, я всё время, слушая вас и себя, не могу. Я уже, конечно, тремя ногами в Пасхе и понимаю ещё, наша сегодняшняя радиопередача уже вывела меня из пространства Великой Субботы и отправила в Пасху. Я думаю, что, я надеюсь, что тех наших радиослушателей, вот это предвкушение Пасхи, мы с вами, да, давайте вернёмся немножко назад, да, мы ещё сейчас всё-таки вечер Великой Субботы, вот, и несколько часов нам предстоит ещё ждать наступления Пасхи, но тут важно помнить, что Христос всегда с нами, Он всегда воскрес.
М. Борисова
— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». С вами были Марина Борисова и клирик храма 40 мучеников Севастийских в Спасской Слободе, протоиерей Максим Первозванский. Слушайте нас каждую субботу. С наступающим вас Великим праздником!
Все выпуски программы Седмица
Деяния святых апостолов

Деян., 50 зач., XXVII, 1-44.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии есть истории про чудесный улов рыбы: это происходило тогда, когда апостолы действовали по указаниям Христа, при этом стоит помнить, что апостолы были профессиональными потомственными рыбаками, Христос же по Своему земному ремеслу никого отношения к рыбной ловле не имел, Он был плотником. Нечто подобное мы можем наблюдать и в первохристианскую эпоху: ученики Христовы, научаемые Богом, оказывались дальновиднее профессионалов. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит 27-я глава книги Деяний святых апостолов. Эта глава содержит рассказ о чудесном спасении апостола Павла и его спутников во время морской бури.
Глава 27.
1 Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию.
2 Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники.
3 На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием.
4 Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров,
5 и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские.
6 Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него.
7 Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне.
8 Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея.
9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,
10 говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.
11 Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла.
12 А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать.
13 Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита.
14 Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон.
15 Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам.
16 И, набежав на один островок, называемый Клавдой, мы едва могли удержать лодку.
17 Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились.
18 На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз,
19 а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи.
20 Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.
21 И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда.
22 Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль.
23 Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь
24 и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою».
25 Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано.
26 Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.
27 В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле,
28 и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен.
29 Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня.
30 Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа,
31 Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись.
32 Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала.
33 Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.
34 Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.
35 Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть.
36 Тогда все ободрились и также приняли пищу.
37 Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.
38 Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море.
39 Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем.
40 И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу.
41 Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн.
42 Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал.
43 Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю,
44 прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю.
В этой довольно пространной истории мы видим то же, что и в Евангелии: человек, не являющийся специалистом, даёт советы профессионалам, и его советы оказываются верными, более того, они помогают спасти жизни людей. Апостол Павел, предостерегая против продолжения пути ничего не сказал об источнике своего знания, его слова звучали так: «Мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни» (Деян. 27:10). Однако мы понимаем, что видение Павла было прозрением от Бога, а потому и слова Павла — это не столько его собственные слова, сколько слова Того, Кто имеет власть над всем творением. Как мы только что услышали, моряки не поверили апостолу и продолжили путь. В конечном же итоге всё случилось так, как о том предвозвещал святой апостол.
Эта история может быть нам интересна вот по какой причине: Бог неизменен, значит, неизменна и Его способность открывать людям ту информацию, которую Он сочтёт нужным открыть. Однако воспринять эту информацию могут далеко не все, у большинства попросту нет необходимого навыка, ведь для такого уровня общения с Богом нужно, как минимум, научиться усердной нерассеянной молитве. Любой, кто стремится к такой молитве, знает, насколько непросто её обрести, обучению такой молитве можно посвятить всю жизнь.
Впрочем, не стоит забывать, что есть среди нас и те люди, которые умеют так молиться. Их совсем немного, о них мало кто знает, но они есть, и они способны поступать подобно апостолу Павлу — открывать людям то, что бывает известно лишь Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Бесплатная подготовка к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы от фонда «Путёвка в жизнь»

Московский фонд «Путёвка в жизнь» бесплатно помогает школьникам из регионов подготовиться к экзаменам и поступить в ВУЗы на бюджет. Фонд поддерживает целеустремлённых ребят, которым нравится учиться, и чьи семьи не могут оплатить подготовку к ЕГЭ и вступительным экзаменам.
Наташа росла в маленьком селе в Курганской области. С детства она проявляла особое стремление к обучению, но возможностей для развития её способностей в местной школе не было. Поэтому семья приняла решение отправить Наташу учиться в лицей-интернат для одарённых детей. Там девушка увлеклась математикой, биологией и географией. В 2022 году в интернете Наташа узнала о благотворительной программе «Поддержи таланты», которая предлагала помощь в подготовке к экзаменам. Девушка прошла конкурсный отбор и приступила к занятиям. Фонд «Путёвка в жизнь» предоставил ей ноутбук и доступ к обучению в лучших онлайн-школах страны. Благодаря такой поддержке Наташа успешно окончила лицей и поступила на факультет геодезии в Уральский федеральный университет в Екатеринбурге.
На первом курсе она, как и все выпускники программы «Поддержи таланты», получала стипендию от Фонда. Сейчас Наташа перешла уже на 3-й курс. Она успешно совмещает учёбу с работой по специальности и даже копит деньги на курсы вождения.
Программа «Поддержи таланты» — это реальная помощь ребятам из сёл и малых городов, у которых есть способности и желание учиться, но не хватает для этого ресурсов. До 30 июня фонд «Путёвка в жизнь» принимает новые заявки на участие в программе от выпускников 9-х и 10-х классов. Узнайте больше обо всех возможностях на сайте фонда «Путёвка в жизнь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Общество и человек в романе «Евгений Онегин». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о природе уныния и о влиянии общества на человека на примере образов романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта; (эфир 02.06.2025)
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С. Пушкина; (эфир 03.06.2025)
Третья беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена последним годам жизни А.С. Пушкина. (эфир 04.06.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер