Книга Исход, Глава 19, стихи 10-19. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Книга Исход, Глава 19, стихи 10-19

Исх., 19, 10-19 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Со стороны кажется, что руководителем быть легко и необременительно. Но это только со стороны. Тот, кто однажды ощутил на себе груз ответственности руководства, знает, насколько тяжёл труд начальника. Об этом, в том числе, говорит нам отрывок из 19-й главы библейской книги Исход, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 19.

10 И сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои,

11 чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай;

12 и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти;

13 рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука, [когда облако отойдет от горы,] могут они взойти на гору.

14 И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою.

15 И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам.

16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.

17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.

18 Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась;

19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.

Мы с вами стали свидетелями очередного разговора пророка Моисея с Богом. Господь, избравший Моисея глашатаем Своей воли, поставил его руководить народом еврейским во время путешествия по Синайской пустыне. Надо сказать, что первоначально данное путешествие не должно было занять какое-то продолжительное время. На самом деле, пеший путь из Египта в историческую Палестину занимает не более одного месяца. Но для ветхозаветных иудеев данный переход оказался растянут на целых сорок лет! И все эти годы Моисею приходилось наставлять и утешать людей, освобождённых когда-то из египетского плена.

Почему же путешествие, тот самый исход, в честь которого и была названа библейская книга, занял такое продолжительное время? Причиной стало предательство иудеев, их неверие в истинного Бога. Мы с вами услышали, как Господь передал через Моисея указание богоизбранному народу, что готов явить Себя ему. И действительно — под покровом грозового облака Господь сошёл на вершину Синайской горы. Люди явным образом ощущали присутствие Божества рядом с собой. Это было смешанное чувство — восхищения и благоговейного страха. Но всё, к сожалению, в скором времени испортила зависть.

Дело в том, что никому, кроме Моисея, Господь не разрешил взойти на Синайскую гору — проникнуть под покров тьмы. В дальнейшем данный запрет привёл к непростым последствиям. О них говорится за границами прозвучавшего отрывка. Пока пророк находился на Синае, люди начали проявлять недовольство — почему это с Моисеем Бог общается, а с ними говорить не желает? Жертвой сложившейся ситуации стал брат Моисея — Аарон. Его ветхозаветные евреи принудили сделать золотого тельца. Телец не был идолом в прямом понимании. Он представлял собой попытку дать видимый и осязаемый облик Богу, Который укрыл Себя от взора людей. А люди хотели Господа видеть, осязать и, самое главное, контролировать!

Стало очевидно, что народ еврейский изнутри в религиозном отношении как бы пропитался египетским идолопоклонством, заимствовал языческие представления о духовном. А потому не оставалось иного выхода, кроме как дождаться, когда сменится поколение, уйдут в мир иной люди, помнившие реалии египетского рабства, считавшие нормой поклоняться животным как божествам. Так путешествие по Синаю из сорокадневного стало сорокалетним. В землю обетованную — историческую Палестину — просто не могли войти те, кто не готов был оставить в прошлом языческие предрассудки.

История Исхода является чрезвычайно важным уроком. Мы, к сожалению, привыкли идеализировать, романтизировать прошлое — подчёркиваем хорошее, забываем плохое. Этого делать ни в коем случае нельзя. Потому что самообман до добра не доводит. И не стоит реалии земные возводить на Божественные высоты — поклоняться вместо истинного Бога вещам временным, преходящим. Будь то отдельно взятые личности или модели государственного устройства. Не важно, в данном случае, о чём идёт речь — о монархии ли, о социализме ли. Или о чём-то ином.

Ведь если человек в духовном отношении привяжет себя к земле, создаст тут идола, которому начнёт поклоняться, он не сможет войти в новую землю обетованную — Царство Божие. Не потому, что Бог жесток и мстителен, а потому что препятствием на данном пути окажется сам человек, отказавшийся от истинной веры в пользу суетной и дешёвой славы золотого тельца, который, может быть, и красив, но жизни в себе не имеет и дать ничего, по сути, не способен.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!