Книга Исход, Глава 19, стихи 10-19

Со стороны кажется, что руководителем быть легко и необременительно. Но это только со стороны. Тот, кто однажды ощутил на себе груз ответственности руководства, знает, насколько тяжёл труд начальника. Об этом, в том числе, говорит нам отрывок из 19-й главы библейской книги Исход, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Мы с вами стали свидетелями очередного разговора пророка Моисея с Богом. Господь, избравший Моисея глашатаем Своей воли, поставил его руководить народом еврейским во время путешествия по Синайской пустыне. Надо сказать, что первоначально данное путешествие не должно было занять какое-то продолжительное время. На самом деле, пеший путь из Египта в историческую Палестину занимает не более одного месяца. Но для ветхозаветных иудеев данный переход оказался растянут на целых сорок лет! И все эти годы Моисею приходилось наставлять и утешать людей, освобождённых когда-то из египетского плена.
Почему же путешествие, тот самый исход, в честь которого и была названа библейская книга, занял такое продолжительное время? Причиной стало предательство иудеев, их неверие в истинного Бога. Мы с вами услышали, как Господь передал через Моисея указание богоизбранному народу, что готов явить Себя ему. И действительно — под покровом грозового облака Господь сошёл на вершину Синайской горы. Люди явным образом ощущали присутствие Божества рядом с собой. Это было смешанное чувство — восхищения и благоговейного страха. Но всё, к сожалению, в скором времени испортила зависть.
Дело в том, что никому, кроме Моисея, Господь не разрешил взойти на Синайскую гору — проникнуть под покров тьмы. В дальнейшем данный запрет привёл к непростым последствиям. О них говорится за границами прозвучавшего отрывка. Пока пророк находился на Синае, люди начали проявлять недовольство — почему это с Моисеем Бог общается, а с ними говорить не желает? Жертвой сложившейся ситуации стал брат Моисея — Аарон. Его ветхозаветные евреи принудили сделать золотого тельца. Телец не был идолом в прямом понимании. Он представлял собой попытку дать видимый и осязаемый облик Богу, Который укрыл Себя от взора людей. А люди хотели Господа видеть, осязать и, самое главное, контролировать!
Стало очевидно, что народ еврейский изнутри в религиозном отношении как бы пропитался египетским идолопоклонством, заимствовал языческие представления о духовном. А потому не оставалось иного выхода, кроме как дождаться, когда сменится поколение, уйдут в мир иной люди, помнившие реалии египетского рабства, считавшие нормой поклоняться животным как божествам. Так путешествие по Синаю из сорокадневного стало сорокалетним. В землю обетованную — историческую Палестину — просто не могли войти те, кто не готов был оставить в прошлом языческие предрассудки.
История Исхода является чрезвычайно важным уроком. Мы, к сожалению, привыкли идеализировать, романтизировать прошлое — подчёркиваем хорошее, забываем плохое. Этого делать ни в коем случае нельзя. Потому что самообман до добра не доводит. И не стоит реалии земные возводить на Божественные высоты — поклоняться вместо истинного Бога вещам временным, преходящим. Будь то отдельно взятые личности или модели государственного устройства. Не важно, в данном случае, о чём идёт речь — о монархии ли, о социализме ли. Или о чём-то ином.
Ведь если человек в духовном отношении привяжет себя к земле, создаст тут идола, которому начнёт поклоняться, он не сможет войти в новую землю обетованную — Царство Божие. Не потому, что Бог жесток и мстителен, а потому что препятствием на данном пути окажется сам человек, отказавшийся от истинной веры в пользу суетной и дешёвой славы золотого тельца, который, может быть, и красив, но жизни в себе не имеет и дать ничего, по сути, не способен.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов