Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 1-39

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякий человек, желающий причаститься, призван задумываться о нравственном и духовном состоянии своего сердца. Однако задумавшись над этим всерьёз, мы оказываемся перед очевидным вопросом: разве вообще можно быть готовым к подобной встрече со Христом? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 22-й главы Евангелия от Луки, который чтения читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Всякий, кто имеет опыт подготовки к Причастию, помнит слова святителя Иоанна Златоуста, которые он обращает ко Христу в молитве: «Знаю, что я недостоин и не пригоден, чтобы Ты взошёл под кров дома моей души, потому что он — пуст и повалился». Осознаём ли мы, читая эти слова, что их говорит святой, который не кокетничает и не лицемерит перед Богом? Думаю, не всегда. Потому что для многих нормой оказывается искреннее желание быть достойными Причастия, причём порой достоинство измеряется постом, прочтением молитв и исповедью. Иногда настолько подробной и скрупулёзной, что, кажется, исповедующийся готов будет сказать иначе, чем святитель: «Заходи, Господи, в мой дом, я навёл в нём полный порядок». Звучит абсурдно, но внутренне многие стремятся именно к этому, не осознавая бессмысленности такого подхода.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим о том, как Спаситель причащает учеников. Причём из текста парадоксальным образом выходит, что Христа окружали слабые и несовершенные люди, которым Он всё равно преподаёт Свои Тело и Кровь. Например, сразу после Причастия Спаситель говорит им о том, что среди них предатель, из чего выходит, что причащён и он. Более того, после спора о личности предателя, ученики начинают спорить о том, кто из них главнее... Иными словами, мы понимаем, что отличительной чертой учеников была отнюдь не нравственная безупречность. Но что же? Об этом прекрасно говорит Сам Господь, Который, не поддерживая их спор о старшинстве и указывая им на важность служения друг другу, обещает им Царство Небесное, но не по причине их идеальности, а по причине верности Ему как Учителю, с которым они пребыли в Его испытаниях. При этом Он знает, что даже в этой своей верности они несовершенны, им многое предстоит пережить, чтобы в ней утвердиться.
Задумываясь об этом, мы понимаем, что, призывая нас вкусить Его Тела и Крови, Христос ждёт от нас не безупречности, к которой мы всё равно не способны, он ждёт от нас подвига верности, которую мы, пусть и не сразу, призваны проявлять в самых разных моментах нашей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов