Книга Исход, Глава 2, стихи 11-22. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Книга Исход, Глава 2, стихи 11-22

Исх. II, 11-22 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Как часто мы руководствуемся романтическими иллюзиями о том, что за сотворённое добро мы обязательно получим желаемую и определённую нами награду. Это не так. Господь действительно отвечает добром на добро. Но совершенно не обязательно именно так, как нам с вами хочется. О том идёт речь, в частности, в отрывке из второй главы книги Исход, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 2.

11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых].

12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.

13 И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего?

14 А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.

15 И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя.

16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора].

17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их.

18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня?

19 Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших].

20 Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб.

21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.

22 Она [зачала и] родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. [И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.]

Как мы с вами слышали, пророк Моисей вырос и по-прежнему жил при дворе фараона, пользуясь благами своего положения — пасынка египетской принцессы. Он, скорее всего, и дальше мог бы жить и не тужить, если бы не одно обстоятельство. Моисей переживал за своих соплеменников, находившихся под гнётом египтян. Однажды, решив посмотреть, как работают евреи, Моисей стал свидетелем жестокого избиения. Египтянин-охранник бил иудея. Пророк встал на защиту единоверца и случайно убил обидчика. Моисею пришлось бежать. Ему, наверное, не было бы так горько и тяжело переживать выпавшие на долю испытания, если бы хоть кто-то из соплеменников оценил бы его подвиг. Но нет.

Ветхозаветные евреи так были запуганы египтянами, что сами готовы были сдать Моисея властям. За причинённое добро, таким образом, пророк, как ему казалось, получил в ответ зло и жестокость. Но в том и дело, что далеко не всегда отклик на добрый поступок призван соответствовать нашим представлениям. И будущего пророка ожидала неожиданная (прежде всего, для него самого) награда. Оказавшись в пустыне, он, снова проявив неравнодушие, встретил человека, рассказавшего Моисею об истинном Боге, подготовившему праведника к грядущему пророческому служению. Моисей защитил от жестоких пастухов дочерей пастуха и священника Иофора-Рагуила. Тот в ответ приютил скитальца, а затем выдал замуж за Моисея одну из дочерей — Сепфору, верную помощницу пророка в его будущем служении.

Услышанный нами отрывок из книги Исход учит нас сразу нескольким вещам. Первая — состоит в том, чтобы не соглашаться на компромиссы с совестью. Пророк Моисей не смог пройти мимо несправедливости, встал на защиту слабого. И поступил правильно. Но тут наступает время для второго урока. Состоит он в следующем. Мы, конечно же, призваны творить добрые вещи. И, конечно, нет ничего плохого в том, чтобы надеется на благодарность от Бога и людей. Но никакое, даже самое великое добро, не даёт оснований требовать чего-либо, делать кого-либо заложником наших поступков.

Пророку Моисею было горько от того, что его предали, выгнали, но он со смирением принял жизненную участь, не замкнулся внутри себя, не стал себя упоительно жалеть. Праведник продолжил служить в соответствии с волей Божией. И оказалось, что вот она — награда. И не в сытой жизни во дворце она состоит. Моисей нашел успокоение совести и утешение сердца вопреки всем обстоятельствам — в пустыне, в нищете. Всё потому, что рядом с ним был Бог. А там, где Бог, там радость, ни от кого и ни от чего не зависящая.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!