Евангелие от Иоанна, Глава 12, стихи 17-50

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Для чего мы приходим в Церковь? Кто-то приходит просто за пастырским советом, кто-то для того, чтобы попросить прощения у Бога и избавиться от чувства вины, кто-то интересуется христианством как мировоззрением... Причины могут быть разными. Но для чего же нужно приходит в Церковь? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
В 50-х годах XVII века известный математик и философ Блез Паскаль, рассуждая о религии, говорил, что раз мы не можем точно знать, есть Бог или нет, перед нами открываются два пути: атеизм и вера. Первый, по его мнению, очень рискован, потому что в случае ошибки предполагает вечную погибель, при том, что никаких ощутимых плюсов в безверии нет. Второй путь, конечно, предполагает некоторые усилия, связанные с исполнением заповедей и участием в религиозной жизни, но всё это окупается с лихвой, если в конце концов оказывается, что Бог есть. И рассуждал так далеко не только Паскаль. Я знаю и сегодня людей, которые ходят в храм, пишут записки о здравии и упокоении, при том, что они совершенно не уверены, что Бог есть. Знаю и тех, кто говорит, что изучает христианство лишь потому, что жить в условиях христианской цивилизации лучше, как говорится, зная матчасть.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как к апостолу Филиппу приходят эллины и спрашивают его о возможности увидеть Иисуса. Кто для них Христос? Судя по тому, что они пришли на праздник, но названы эллинами, они могли быть язычниками-прозелитами, т.е. теми, кто хотел принять иудаизм, но могли быть и иудеями диаспоры, теми, кто жил не в Иудеи или Галилеи, но в других частях империи и даже за её приделами. Так или иначе Сын Божий для них просто учитель мудрости и чудотворец, с которым было бы интересно познакомиться и пообщаться. Собственно, мы не знаем, увиделись ли они с Иисусом, но знаем, что сам Иисус воспринял их интерес как повод поговорить с апостолами о подлинной славе, которой Ему предстояло прославиться. Возможно, ученикам Христа льстило, что их Учителем интересовались, а их воспринимали как тех, кто может устроить встречу... Но Господь показывает, что истинная слава для Него это не просто известность, не полезность в светском смысле слова, которой могли искать люди. Подлинная слава для Него — это крестная смерть. Люди часто приходили к Нему, для того чтобы обеспечить собственную жизнь в мире сем... Он снисходил к ним, лечил, исцелял, воскрешал, но лишь для того, чтобы дальше сказать, что в общении с Ним на самом деле нужно искать не устройства жизни земной, но достижения жизни вечной. Люди, которые стояли вокруг, не поняли Его, как и сегодня мы часто оказываемся глухи к Его словам ... Ведь слава крестная не может быть понята и принята в логике мира сего. Какие-то обряды можно совершать на всякий случай, но на крест пойти на всякий случай просто невозможно. Не означает ли это, что человек, живущий в мире сем, совершенно не способен пойти за Христом? Ответ Спасителя обращён к нам через века: ещё на малое время свет есть с вами... веруйте в свет, да будете сынами света.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов