Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 15-46
Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 1-39

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, приходя в храм и начиная вести церковную жизнь, люди постепенно обретают не только знания, но и уверенность, что они могут учить других. Иногда это остаётся в рамках просто вежливой подсказки или даже просто готовности ответить на вопросы тех, кто совсем ничего не знает, иногда же приобретает формы учительства и обличения, которые при всей возможной правильности редко приносят добрый плод. Но что же делать, чтобы подобного избежать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 22-й и 23-й глав Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
01 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
02 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
03 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
04 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
05 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
06 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
07 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
08 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
09 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32 дополняйте же меру отцов ваших.
33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
Помню, разговорился я как-то с одним знакомым священником, который рассказал мне о том, как менялось его восприятие себя и своего священства в течение жизни. Будучи молодым человеком, ещё до принятия сана, он увлёкся богословием. И если в области теории его увлечение никому особенно не вредило, в области практики оно привело к тому, что на любой жизненный вопрос у него всегда был готов формальный, правильный и чёткий ответ, который при этом совершенно не учитывал конкретных обстоятельств человеческой жизни. Впрочем, сам того не замечая, свои обстоятельства он учитывал всегда. В итоге для всех у него был готов так сказать железобетонный ответ, в то время как со своими слабостями и проблемами приходилось жить и договариваться, потому что деваться было некуда. И только став священником и начав всерьёз разбираться во всех сложностях жизненных ситуаций, он понял, что правила необходимо применять с умом. Не пренебрегая ими, но понимая, что каждый человек идёт к Богу своим путём, имея свой темперамент и свои трудности и к чему-то ещё не ощущая готовности. Понятное дело, что есть вещи однозначные, вроде супружеских измен или оккультизма, от которых отрекаться нужно сразу, но есть и те, в которых мы возрастаем постепенно.
В сегодняшнем евангельском чтении Христос предупреждает учеников об опасности фарисейского пути. Не будучи знакомы с обстоятельствами других людей, фарисеи были предельно строгими и требовательными к окружающим, при том, что свои недостатки всегда могли как-нибудь объяснить. То есть оправдавшись перед самими собой и прибавив к законам Божиим свои собственные толкования, они не сомневались в том, что могут учить жизни окружающих. И в своей самоуверенности фарисеи называли себя отцами, учителями, и наставниками, совершенно забывая о том, что единственный подлинный Отец, Учитель и Наставник с большой буквы для каждого человека — Бог. Зная гибельность подобной подмены, Спаситель запрещает ученикам воспринимать себя именно так и думать, что их собственные человеческие правила и требования можно приравнять к слову Божьему. Это не запрет бытовых обращений к учителю в школе, к родному отцу или даже отцу духовному, но запрет того, чтобы видеть в себе или в ком-либо другом источник мудрости, которым в конечном итоге для нас может быть только Бог.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов