Книга пророка Иезекииля, Глава 1, стихи 1-20

Однажды мне довелось после обильного дождя ехать по грунтовой дороге — которая вела вниз к реке. Чернозём напитался влагой и стал словно масло: куда бы я ни крутил руль, как бы я ни пытался тормозить или, напротив, поддавать газу — машина ехала туда, куда хотела, — даже не замечая никаких моих тщетных попыток на неё воздействовать.
К моему счастью, машина выехала на заросшую травой поляну — и я смог вернуть управление в свои руки.
Отрывок из 1-й главы книги пророка Иезекииля, который читается сегодня в храмах за богослужением, — полная противоположность тому, что мне пришлось испытать с машиной. Давайте его послушаем.
Потрясающее в своей масштабности, непонятности и многомерности видение пророка Иезекииля имеет одну важную деталь: рефреном, то есть постоянным повтором, звучат одни и те же слова — «куда дух хотел идти, туда и шли». Поначалу возникает ощущение какой-то полной нелепости и абсолютной нелогичности и неуправляемости — когда читаешь описанное пророком видение — но именно этот рефрен указывает на то, что всё же это — не плод больного сознания, а действительно откровение свыше, приоткрытая щёлочка в другой мир.
Перед нами — великолепная иллюстрация того, что впоследствии, уже в начале XX века, крупнейший немецкий учёный-религиовед Рудольф Отто назовет «Numen tremendum» — «священный ужас». Отто считал, что в основе религиозного чувства лежит опыт встречи с тем, что он называет «совершенно иным», то есть с Трансцендентным. Эта встреча порождает в душе человека трепет (страх) перед непостижимой мощью, превосходящей всякое разумение. Но не только страх — здесь же рядом рождается очарование, притягательность — вопреки страху, человека влечёт к этой таинственной реальности. Человек перед лицом «священного ужаса» оказывается в парадоксальной ситуации: ему жутко от осознания своей полной беспомощности и ничтожности перед грандиозностью открывающегося измерения бытия — и в то же время, в отличие от животного страха, его неумолимо влечёт всё ближе и ближе к Священному.
И вот дальше начинается самое интересное. Между человеком и Священным образуется не просто какая-то связь: образуется взаимодействие, общение в Духе. В христианской традиции такое взаимодействие получило название «следование воле Божией» — не как полная капитуляция перед тем, кто несоизмеримо больше, сильнее и могущественнее — а уникальная возможность участвовать в «принятии решений», осуществлять обращённую именно к конкретному человеку определённую задачу.
Вернусь к тому, с чего начал, — к неуправляемой машине. Фактически, этим-то и отличается жизнь человека вне веры — и религиозного: неверующий пытается крутить руль во все стороны, тормозить — а его «машина жизни» едет, особо не замечая своего водителя. Религиозный же путь — иной: мы не предпринимаем бессмысленных действий, рождаемых отчаянием и страхом — мы только вслушиваемся в голос обстоятельств и вверяем себя и всю свою жизнь действию Того Самого Святого Духа — Которому подчиняются беспрекословно не только «машины», но и вся Вселенная!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов