Книга пророка Иезекииля, Глава 1, стихи 1-20. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Книга пророка Иезекииля, Глава 1, стихи 1-20

Иез 1, 1-20 (прот. Павел Великанов)
Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Однажды мне довелось после обильного дождя ехать по грунтовой дороге — которая вела вниз к реке. Чернозём напитался влагой и стал словно масло: куда бы я ни крутил руль, как бы я ни пытался тормозить или, напротив, поддавать газу — машина ехала туда, куда хотела, — даже не замечая никаких моих тщетных попыток на неё воздействовать.

К моему счастью, машина выехала на заросшую травой поляну — и я смог вернуть управление в свои руки.

Отрывок из 1-й главы книги пророка Иезекииля, который читается сегодня в храмах за богослужением, — полная противоположность тому, что мне пришлось испытать с машиной. Давайте его послушаем.

Глава 1.

01 И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии.

02 В пятый день месяца (это был пятый год от пленения царя Иоакима),

03 было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня.

04 И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,

05 а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных,- и таков был вид их: облик их был, как у человека;

06 и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;

07 а ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие).

08 И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;

09 и лица у них и крылья у них - у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.

10 Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.

11 И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.

12 И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались.

13 И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня.

14 И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния.

15 И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их.

16 Вид колес и устроение их - как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе.

17 Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались.

18 А ободья их - высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз.

19 И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса.

20 Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах.

Потрясающее в своей масштабности, непонятности и многомерности видение пророка Иезекииля имеет одну важную деталь: рефреном, то есть постоянным повтором, звучат одни и те же слова — «куда дух хотел идти, туда и шли». Поначалу возникает ощущение какой-то полной нелепости и абсолютной нелогичности и неуправляемости — когда читаешь описанное пророком видение — но именно этот рефрен указывает на то, что всё же это — не плод больного сознания, а действительно откровение свыше, приоткрытая щёлочка в другой мир.

Перед нами — великолепная иллюстрация того, что впоследствии, уже в начале XX века, крупнейший немецкий учёный-религиовед Рудольф Отто назовет «Numen tremendum» — «священный ужас». Отто считал, что в основе религиозного чувства лежит опыт встречи с тем, что он называет «совершенно иным», то есть с Трансцендентным. Эта встреча порождает в душе человека трепет (страх) перед непостижимой мощью, превосходящей всякое разумение. Но не только страх — здесь же рядом рождается очарование, притягательность — вопреки страху, человека влечёт к этой таинственной реальности. Человек перед лицом «священного ужаса» оказывается в парадоксальной ситуации: ему жутко от осознания своей полной беспомощности и ничтожности перед грандиозностью открывающегося измерения бытия — и в то же время, в отличие от животного страха, его неумолимо влечёт всё ближе и ближе к Священному.

И вот дальше начинается самое интересное. Между человеком и Священным образуется не просто какая-то связь: образуется взаимодействие, общение в Духе. В христианской традиции такое взаимодействие получило название «следование воле Божией» — не как полная капитуляция перед тем, кто несоизмеримо больше, сильнее и могущественнее — а уникальная возможность участвовать в «принятии решений», осуществлять обращённую именно к конкретному человеку определённую задачу.

Вернусь к тому, с чего начал, — к неуправляемой машине. Фактически, этим-то и отличается жизнь человека вне веры — и религиозного: неверующий пытается крутить руль во все стороны, тормозить — а его «машина жизни» едет, особо не замечая своего водителя. Религиозный же путь — иной: мы не предпринимаем бессмысленных действий, рождаемых отчаянием и страхом — мы только вслушиваемся в голос обстоятельств и вверяем себя и всю свою жизнь действию Того Самого Святого Духа — Которому подчиняются беспрекословно не только «машины», но и вся Вселенная!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!