Книга Исход, Глава 1, стихи 1-20. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Книга Исход, Глава 1, стихи 1-20

Исх. I, 1-20 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Человек не какое-нибудь домашнее животное. Жить в неволе для него — вещь мучительная. Даже если речь идёт о вполне комфортных условиях проживания. Клетка, пусть и золотая, всё равно клетка. Как ни крути. О том, собственно, и говорится в отрывке из первой главы книги Исход, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 1.

01 Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим:

02 Рувим, Симеон, Левий и Иуда,

03 Иссахар, Завулон и Вениамин,

04 Дан и Неффалим, Гад и Асир.

05 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте.

06 И умер Иосиф и все братья его и весь род их;

07 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.

08 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,

09 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;

10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].

11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь].

12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых.

13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам

14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа,

16 и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.

17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.

18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?

19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают.

20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался.

Пророк Моисей, которого обычно считают автором книги Исход, описывает события, предшествовавшие его (пророка) собственному появлению в библейской истории. Спасаясь от голода в исторической Палестине, ветхозаветный патриарх Иаков вместе с сыновьями переселился в Египет. Сделал он это по приглашению ещё одного своего сына — Иосифа, ставшего вторым после фараона человеком в Египетском царстве. Евреи до времени жили в комфортных условиях. Но вскоре условия их существования в Египте изменились. Пришли другие правители, о заслугах Иосифа забыли. Начались гонения на грани с настоящим геноцидом.

Ветхозаветные иудеи были поставлены перед выбором — сохранить свою религиозно-национальную идентичность и продолжить страдать или сдаться, превратиться в египтян и начать жить в относительном комфорте. Выбор был сделан в пользу первого варианта, что привело к ещё большим невзгодам. Но вот поразительная вещь — чем больше древних евреев, соблюдавших верность истинному Богу, гнали, преследовали, угнетали, тем крепче и многочисленнее они становились.

Прозвучавшее чтение традиционно звучит в православных храмах в первый день Страстной седмицы — недели перед Пасхой. Что, конечно, не является случайностью. Так Церковь напоминает нам о том, кого символизировал собой ветхозаветный Израиль. Он был пророческим образом христианской Церкви. Христиан преследовали в древности. Наша страна пережила ужасающие по масштабам и жестокости антицерковные гонения ХХ века. Но чем больше христиан (древних или современных) преследовали и преследуют, тем сильнее распространяется Церковь Христова.

Действительно, всё до сих пор обстоит по слову христианского мыслителя Тертуллиана: «Кровь мучеников — семя Церкви». Но речь не идёт о какой-то гарантированной в плане успеха, не требующей сердечного участия схеме. Как и в случае с ветхозаветным Израилем мы имеем дело с подвигом верности и любви. Только в этом случае мы можем надеяться быть соработниками Божиими. В данном отношении определяющее значение приобретает служение Господа Иисуса Христа, Чей искупительный подвиг мы особым образом вспоминаем в Страстные дни. Христос исполнял Свою миссию с опорой на жертвенную любовь к Богу-Отцу и людям. Вот и мы, если считаем себя действительно христианами, призваны поступать ровно так же.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!