
Сегодня 11 апреля. В этот день в 1857 году царь Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла.
Об истории герба — протоиерей Игорь Филяновский.
В России, как и во многих странах Европы, государственные гербовые эмблемы появились в эпоху Средневековья. В 1497 году двуглавый орел впервые появился на печати Ивана III вместе с изображением Святого Георгия. В российской историографии принято считать, что в Россию герб попал от византийской династии Палеологов. Софья Палеолог была женой великого князя Ивана III и приходилась бабушкой Ивану Грозному. При династии Романовых герб получил регалии царской власти — скипетр и державу. При Петре I орел стал изображаться черным. На его крыльях стали изображать щиты царств и великих княжеств, входящих в состав расширяющейся империи. При Александре I вместо скипетра и державы в лапы орла были вложены факел, лавровый венок и лента, а крылья орла были опущены вниз. При Николае I орел снова расправил крылья, и на них вернулись гербы царств, которых теперь стало больше. Кроме того, на герб вернулась и третья корона. Наконец, при Александре II была проведена настоящая геральдическая реформа. Впервые герб был закреплен законодательно и были учреждены большой, средний и малый государственные гербы. После революции 1917 года герб, как и многие российские знаки отличия, были упразднены. Двуглавый орел вернулся на герб страны только в 1993 году, когда указом президента был введен новый государственный герб. Двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам герба Российской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема
«Справедливость». Протоиерей Григорий Крыжановский, Елена Смаглюк, Ксения Степанищева
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» протоиерей Григорий Крыжановский, адвокат Ксения Степанищева и культуролог Елена Смаглюк размышляли о том, что такое справедливость, возможна ли она в земной жизни и как она проявляется в отношениях между людьми и между Богом и человеком.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).