Книга Бытия, Глава 46, стихи 1-7

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Подходит к концу Великий пост, и вместе с ним завершается богослужебное чтение книги Бытия. У этой библейской книги есть ярко выраженная особенность: она постепенно переходит от общего — от творения мира — к частному, то есть к истории формирования израильского народа. Сегодня во время богослужения звучит отрывок из 46-й главы книги Бытия, в этом отрывке рассказывается о переселении праотца Иакова со всем его домом в Египет.
Египет можно назвать колыбелью народа Израиля. Как мы только что услышали, поселиться там праотцу Иакову повелел Сам Бог, а до этого Бог приготовил пребывание Израиля в Египте самым наилучшим образом — Он возвеличил Иосифа. Иаков послушал Бога и «весь род свой привёл он с собою в Египет». Если посчитать, то это было хоть и немалое количество людей, но всё же довольно ограниченное — оно измерялось сотнями. Когда же по повелению Божию потомки Иакова покидали Египет, то это были уже не сотни, а сотни тысяч человек, то есть это был уже довольно большой народ, которому предстояло осознать себя таковым через события исхода.
Впрочем, до исхода оставалось ещё четыре столетия, и египетский период жизни Израиля только начинался. Из книги Бытия явным образом следует, что начинался этот период с явного благословения Божия: помимо слов, адресованных праотцу Иакову, была приготовлена и, так сказать, материальная база. Иакову нужно было лишь подчиниться Богу и сложившимся обстоятельствам. Любопытно, что несмотря на совершенно однозначным образом складывающееся обстоятельства, у Иакова были сомнения. Да, он понимал, что в Египте его ждёт любимый сын, что вне Египта голод, и есть вероятность обнищать или даже погибнуть, но тем не менее у него оставались сомнения относительно переселения, исчезли эти сомнения лишь после богоявления.
Это очень интересная деталь библейского повествования. Она показывает, что праведник не спешил верить собственным глазам и собственному опыту, Иаков понимал, что он — человек, а потому он может ошибиться, и цена ошибки здесь слишком велика. Когда мы об этом размышляем, нам не стоит забывать, что к тому моменту Иаков был уже очень немолод, некоторые подсчёты свидетельствуют, что ему на тот момент было около ста тридцати лет. За эти годы Иаков сумел стяжать один из самых важных навыков духовной жизни — недоверие себе. Можно сказать, что этот навык лёг в основу дальнейшего развития произошедшего из Иакова народа: народ в период своего формирования в качестве отличительной основы своего бытия избирал всё то же недоверие себе и доверие Богу.
В дальнейшем, к сожалению, произошли известные изменения, и на первое место вышли совсем иные качества, которые в конечном итоге привели к неприятию посланного Богом Спасителя мира. Однако это случится нескоро, книга же Бытия свидетельствует, что начиналась история избранного народа с благого корня — со следования праотца Иакова воле Божией.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов