Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 23-31; Глава 22, стихи 1-4. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 23-31

Книга Притчей Соломоновых, Глава 22, стихи 1-4

Притч. XXI, 23 - XXII, 4 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Многим из нас сегодня известно слово «хайп», которое означает раскрученность и шумиху, созданную вокруг того или иного человека или группы людей. В самой по себе известности нет ничего нового, известные люди существовали всегда, хоть в древности, хоть в средние века... И стремились люди к известности во все времена, потому что связывали её со славой и памятью в веках. Но что же говорится в Библии об известности? И что нужно учитывать, если стремишься к ней? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 21-й и 22-й глав книги Притчей Соломоновых, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 21.

23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

24 Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости.

25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;

26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

27 Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

31 Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа.

Глава 22.

01 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

02 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

03 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

04 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

Одной из поразительных черт нашего времени, которая, насколько я понимаю, была бы совершенно непонятна людям прошлого, оказывается стремление некоторых людей к известности любой ценой. Не важно, что о тебе будут говорить, лишь бы говорили. Поступки становятся всё экстравагантнее, разговоры надо подпитывать всё новыми и новыми действиями. Причём иногда кажется, что есть те, кто поверил старой песенке из детского мультфильма, в которой пелось: «хорошими делами прославиться нельзя». И если раньше подобное могло существовать в рамках той или иной субкультуры, сегодня это выставляется на обозрение всего общества. Впрочем, может показаться, что подобных людей не так много, а значит об этом можно было бы вообще не говорить. Однако подобные вещи ощутимо снижают планку того, что большинство считает нормальным или допустимым. Даже ужасаясь и возмущаясь, мы вместе с тем внутренне становимся терпимее к развращённости, жестокости, алчности и подобным вещам. И иногда мы смотрим на подобные вещи и просто не знаем, что этому противопоставить?

В разные эпохи люди противопоставляли нравственной деградации государственные и общественные институты, которые пытались быть в некотором смысле внешней совестью для человека. Однако при всех стараниях никакой внешний путь не заменит собой личного свидетельства праведника. Тот, кто пережил встречу с Богом и избрал Его заповеди в качестве закона сердца, становится живым свидетелем истины. Такой человек может казаться несовременным, потому что он не ориентируется на мудрость света. Но он поступает так, потому что знает: не существует мудрости вопреки мудрости Господней. Можно сколько угодно рассчитывать силы, но победа всегда от Господа. Становится ли такой человек известным? Да! Но становится правильным путём, как свидетель истины, а не тот, кто ради славы и богатства губит неокрепшие души. Неслучайно Соломон говорит: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота». Премудрый царь знает: тот, кто становится известным, призван быть очень внимательным и стремиться, чтобы его имя было добрым, то есть чтобы о его носителе говорили только хорошо. Потому что, обретая имя, то есть становясь известным, пусть и в малую меру, ты призван жить уже не только для себя, но для Господа, и твоё имя — это уже не просто имя, но способ свидетельства. Цель человека, пережившего обращение к Богу, никогда не бывает связана с известностью самой по себе. Он просто живёт по-Божьему, смиренно и со страхом Божиим совершая своё спасение, но именно на этом пути, по мысли Соломона, он обретает богатство Божиих даров, славу Его имени и жизнь с избытком.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!