Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 3-21. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 3-21

Притч. XXI, 3-21 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякий, кто ходил в речные походы или видел реку с высоты птичьего полета, мог убедиться в том, насколько извилистым может быть русло. Но мы удивимся не меньше, если посмотрим на человеческую жизнь и задумаемся над тем, как она изменчива. Почему же человек внутренне меняется и всегда ли это правильно? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 21-й главы книги Притчей, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 21.

03 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

04 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых,- грех.

05 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

06 Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти.

07 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

08 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

09 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,- и не будет услышан.

14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость.

15 Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло.

16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый.

19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

20 Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Редкий человек никогда не купался в реке и в то же время, далеко не все из нас знают, от чего река имеет порой просто невероятно извилистое русло. Я и сам узнал только недавно, хотя ответ оказался чрезвычайно простым и догадаться было бы проще простого. Возможно, не всегда так, но довольно часто причиной всего оказывается упавшее дерево, которое становится преградой на пути воды и она, обходя его, начинает подмывать противоположный берег. В свою очередь, если уже на этом берегу растёт дерево, оно так же может упасть и повлиять на движение воды. Вывод простой: вода готова течь в любую сторону, только бы обойти препятствие. Она может подмывать, разрушать, затапливать всё на своём пути, только бы найти выход. Кажется, при чём тут человек и его поведение?

В отрывке, который мы сегодня услышали, Соломон говорит: «Превратен путь человека развращённого; а кто чист, того действие прямо». И если мы посмотрим в текст оригинала, мы увидим, что слово «превратный» дословно переводится с еврейского на русский язык как «искривлённый». То есть речь о человеке, который понимает, что чего-то делать нельзя, но не может справиться со своим желанием и находит нечестный, искривлённый путь к своей цели. Совесть такого человека, может быть, изначально вполне прямая и искренняя, под напором аргументов бывает вынуждена согласиться с возможностью такого поступка. Она делает это один раз, потом другой, потом третий... наконец она становится лукавой или, скажем иначе, договороспособной. Кстати, слово «лукавый» однокоренное со словом «излучина», означающем крутой изгиб русла реки.

Итак, по мысли царя Соломона, сердце человека, привыкшего потакать страстям, оказывается развращено. И даже если такой человек решит приносить жертвы Богу, они будут значительно менее угодны чем праведность и справедливость. Напротив, человек нравственно чистый действует по правде, и эта правда приносит ему радость... При этом важно отметить, что Соломон не выступает против мудрого и вдумчивого общения, в котором прямота или простота могут, как говориться, быть хуже воровства. Весь контекст книги говорит о том, что общение должно быть и вдумчивым, и чутким. Вместе со всем этим для Соломона принципиально, чтобы оно было нравственно чистым, чтобы главной ценностью в нём была праведность.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!