Книга Бытия, Глава 31, стихи 3-16. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Книга Бытия, Глава 31, стихи 3-16

Быт. XXXI, 3-16 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В библейской истории Бог проявлял Себя самыми разными способами. Зачастую Его проявления резко контрастировали друг с другом, особенно же сложно их бывает примирить с тем образом Бога, который даёт нам Новый Завет. Сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах звучит отрывок из 31-й главы книги Бытия. Этот отрывок продолжает начатое ранее повествование о праотце Иакове, и нам он интересен тем, как в нём описаны проявления воли Божией.

Глава 31.

03 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.

04 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего,

05 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною;

06 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему,

07 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.

08 Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.

09 И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне.

10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец] пестрые, с крапинами и пятнами.

11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.

12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою;

13 Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою].

14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?

15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше;

16 посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.

Итак, Бог дал Иакову повеление возвращаться на родину. Иаков пришёл к Лавану фактически ни с чем, Иаков хотел лишь взять себе в жёны младшую дочь Лавана Рахиль, но всё получилось иначе: Иаков провёл в доме Лавана около 20 лет, став за это время мужем и Рахили, и её старшей сестры Лии, а также отцом одиннадцати сыновей и одной дочери. Кроме того, Бог устроил всё так, что Иаков, живя в доме своего тестя и работая на него, стал богаче Лавана. Собственно, это обстоятельство и было проявлением особого благоволения Бога к Иакову, которое выражено в первой строке только что прозвучавшего библейского отрывка словами Бога: «Я буду с тобою» (Быт. 31:3).

Повествования книги Бытия о библейских праотцах имеют одну характерную деталь: в этих рассказах говорится о том, что Бог пребывает с праотцами, и в качестве видимого свидетельства приводится указание на их богатство. Мы видим прямую зависимость: Бог благословляет, следствие Его благословения — богатство, которое выраженное в крупных стадах и большом количестве работников.

Кажется вполне естественным продлить эту логику дальше, и ожидать, что Бог станет благотворить подобным образом любому, чтущему Его человеку. Однако Новый Завет не даёт нам поводов так размышлять, и праведники Нового Завета — это отнюдь не обеспеченные люди, здесь достаточно вспомнить Иоанна Предтечу или же Христовых апостолов, и о Самом Христе, конечно же, тоже забывать не стоит.

Но почему так? Почему вдруг изменилась парадигма отношения Бога и праведников? Почему в Ветхом Завете праведники благоденствовали, а в Новом Завете мы слышим, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12)? Неужели изменился Тот, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17)?

Конечно же, нет. Бог и в самом деле неизменен. А вот человек — да, человек меняется, и нельзя сравнивать религиозное сознание библейских праотцов и людей эпохи Нового Завета. Конечно, в некоторых случаях люди умудряются мыслить теми же категориями, которыми мыслили праотцы, в таком случае они воспринимают Бога в первую очередь как Того, Кто может привести их к земному благополучию. С такими людьми Бог взаимодействует на их уровне: Он действительно им благотворит, но в тот момент, когда они начинают по-настоящему постигать Бога, Господь переходит на новый уровень общения, на тот уровень, на котором материальный достаток перестаёт как-либо определять отношения с Богом, ведь единственной ценностью становится Сам Бог.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!