Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У должным образом устроенной духовной жизни должна быть совершенно определённая динамика: со временем человек должен всё больше и больше постигать глубину милосердия Божия. Если этого не происходит, если, напротив, человек лишь ожесточается и становится рабом многочисленных правил и предписаний, то это явное свидетельство неверно выбранного пути духовной жизни. Сегодня во время богослужения церковный Устав предписывает прочитывать 39-й псалом, в этом псалме царь Давид прославляет милость Божию. Давайте послушаем первую половину 39-го псалма, и попытаемся уловить то настроение, которое Давид вложил в свои слова.
Псалом 39.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твёрдо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлёк меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.
5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число.
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моём, возвещал верность Твою и спасение Твоё, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце моё оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твоё да говорят непрестанно: «велик Господь!»
18 Я же беден и нищ, но Господь печётся о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.
Начало только что услышанного нами псалма вполне типично: автор благодарит Бога за Его благодеяния. Однако довольно непросто сказать, что именно имел в виду здесь Давид, ведь в жизни царя было очень много эпизодов, в которых Бог чуть ли не в буквальном смысле извлекал Давида «из страшного рва, из тинистого болота». Эти слова, конечно же, метафора, они указывают на то ощущение, которое испытывал Давид: он погибал, и гибель его была неотвратимой, но Бог спасал царя.
Далее, как мы услышали, Давид изложил в виде общего правила своё отношение и к Богу, и к нравственным дилеммам — «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи» (Пс. 39:5). Сам псалмопевец был тем, кто сумел во всех своих жизненных перипетиях сохранить верность Богу, при этом Давид, как и всякий другой человек, прекрасно понимал, что во множестве ситуаций есть почти что непреодолимый соблазн немного слукавить, и поступить не так, как того требует Бог, то есть попытаться решить свои проблемы иным путём, тем путём, который в том или ином виде подразумевает использование лжи.
А дальше в псалме начинается самое интересное и, вместе с этим, неожиданное. Представляется логичным, что после утверждения о необходимости во всем сохранять верность Богу пойдёт речь о практическом выражении верности: о соблюдении ритуала, о жертвоприношениях и о том, каким образом человек может показать свою преданность и свою благодарность, однако Давид поступил иначе, он написал о Боге крайне странные слова — «Жертвы и приношения Ты не восхотел» (Пс. 39:7). Эти слова, с одной стороны, противоречат начальным книгам Ветхого Завета, ведь в них во множестве находятся свидетельства того, что Бог благоволит приносящим жертвы, там же мы находим и развёрнутые постановления о жертвах. С другой же стороны, Давид в своих словах подобен множеству других библейских пророков, которые сумели осознать, что любые ритуальные предписания имеют, в первую очередь, дисциплинарное значение, а потому их нельзя абсолютизировать, нельзя думать, будто бы жертвы и приношения способны заменить собой чистое сердце и милосердное отношение к ближним, будто бы Бог, приняв от человека жертву, делается глух к нравственным преступлениям, и будто бы жертвы способны заменить собой верность Богу.
Псалом 39. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 39. (Церковно-славянский перевод)
21 декабря. О монастыре основанном преподобным Кириллом Челмогорским
Сегодня 21 декабря. День памяти преподобного Кирилла Челмогорского, жившего в четырнадцатом веке.
Об основанном им монастыре — протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 декабря. О Боге как Творце и Вседержителе
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Боге: «Всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит».
О Боге как Творце и Вседержителе — протоиерей Максим Первозванский.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 декабря. О пророчествах о Христе в Ветхом завете
В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Вот то, о чём Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах».
О пророчествах о Христе в Ветхом завете — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема











