
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У должным образом устроенной духовной жизни должна быть совершенно определённая динамика: со временем человек должен всё больше и больше постигать глубину милосердия Божия. Если этого не происходит, если, напротив, человек лишь ожесточается и становится рабом многочисленных правил и предписаний, то это явное свидетельство неверно выбранного пути духовной жизни. Сегодня во время богослужения церковный Устав предписывает прочитывать 39-й псалом, в этом псалме царь Давид прославляет милость Божию. Давайте послушаем первую половину 39-го псалма, и попытаемся уловить то настроение, которое Давид вложил в свои слова.
Псалом 39.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твёрдо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлёк меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.
5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число.
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моём, возвещал верность Твою и спасение Твоё, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце моё оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твоё да говорят непрестанно: «велик Господь!»
18 Я же беден и нищ, но Господь печётся о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.
Начало только что услышанного нами псалма вполне типично: автор благодарит Бога за Его благодеяния. Однако довольно непросто сказать, что именно имел в виду здесь Давид, ведь в жизни царя было очень много эпизодов, в которых Бог чуть ли не в буквальном смысле извлекал Давида «из страшного рва, из тинистого болота». Эти слова, конечно же, метафора, они указывают на то ощущение, которое испытывал Давид: он погибал, и гибель его была неотвратимой, но Бог спасал царя.
Далее, как мы услышали, Давид изложил в виде общего правила своё отношение и к Богу, и к нравственным дилеммам — «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи» (Пс. 39:5). Сам псалмопевец был тем, кто сумел во всех своих жизненных перипетиях сохранить верность Богу, при этом Давид, как и всякий другой человек, прекрасно понимал, что во множестве ситуаций есть почти что непреодолимый соблазн немного слукавить, и поступить не так, как того требует Бог, то есть попытаться решить свои проблемы иным путём, тем путём, который в том или ином виде подразумевает использование лжи.
А дальше в псалме начинается самое интересное и, вместе с этим, неожиданное. Представляется логичным, что после утверждения о необходимости во всем сохранять верность Богу пойдёт речь о практическом выражении верности: о соблюдении ритуала, о жертвоприношениях и о том, каким образом человек может показать свою преданность и свою благодарность, однако Давид поступил иначе, он написал о Боге крайне странные слова — «Жертвы и приношения Ты не восхотел» (Пс. 39:7). Эти слова, с одной стороны, противоречат начальным книгам Ветхого Завета, ведь в них во множестве находятся свидетельства того, что Бог благоволит приносящим жертвы, там же мы находим и развёрнутые постановления о жертвах. С другой же стороны, Давид в своих словах подобен множеству других библейских пророков, которые сумели осознать, что любые ритуальные предписания имеют, в первую очередь, дисциплинарное значение, а потому их нельзя абсолютизировать, нельзя думать, будто бы жертвы и приношения способны заменить собой чистое сердце и милосердное отношение к ближним, будто бы Бог, приняв от человека жертву, делается глух к нравственным преступлениям, и будто бы жертвы способны заменить собой верность Богу.
Псалом 39. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 39. (Церковно-славянский перевод)
Шаг навстречу. Клим Палеха

Спустя несколько лет после прихода в лоно Церкви, мой неофитский пыл стал сходить на нет. Я начал искать ответ, что происходит. И у одного из подвижников нашего времени архимандрита Софрония (Сахарова) я прочитал, про понятие «призывающей благодати». Процитирую:
«...есть три периода духовной жизни: начальный — первая благодать, второй — отнятие благодати ощутимой и предоставление человеку проявить свое произволение, третий — возврат благодати уже в более совершенной форме как неотъемлемое достояние».
Видимо, настал у меня этот период — ощущения богооставленности — думал я.
«Душа, познавшая благодать Божию, когда теряет ее, скучает по Богу», — читал я тогда в «Писании старца Силуана Афонского» и тоскливо соглашался.
Молился, просил у Бога явить хоть какой-то знак, что Он рядом, что я двигаюсь в верном направлении. И Господь ответил!
Это произошло на Сретение Господне. Не смотря на свою теплохладность, я продолжал молиться, изучать Священное Писание и толкования на него. Вот и в тот день читал про сам праздник, про то, как Спаситель собственным примером показал людям необходимость всех Божественных установлений. Ветхозаветный закон предписывал обрезывать младенцев и давать им имена на восьмой день после рождения. В момент, когда я читал про это, у меня случилось что-то вроде прозрения.
Мои не воцерковленные родители дали мне имя Клим. Старшего брата зовут Юрий, а младшего — Александр... И родители до сих пор не могут объяснить, чем они руководствовались в моём случае.
Когда я уверовал, прочитал житие святого, чье имя носил, — священномученика Климента, Папы Римского. Узнал, что его память отмечается вскоре после моего дня рождения.
И тут, когда читал про праздник Сретения Господня, решил сопоставить, когда именно? Оказалось — точно на восьмой день!
Конечно, это можно считать совпадением, но ведь эта правда открылась мне именно тогда, когда была нужна сильнее всего. В момент, когда я думал, что потерял Бога, Он известил меня о том, что всегда был и остаётся рядом и сделал это понятным только мне одному способом.
Знаете, даже когда кажется, что благодать ушла, ни в коем случае нельзя оставлять попыток двигаться навстречу Богу. И тогда в какой-то момент придет ответ, возможно, понятный только вам. Но он будет! И будет новый прилив благодати, новый этап любви. Мне оказалось достаточно случайной неслучайности.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
Старикам тут место. Клим Палеха

У меня на работе был случай, когда я причинил добро другому человеку. Да, именно глагол «причинить» лучше всего подходит для описания моих действий. Мною двигали корыстные мотивы, но в итоге всё привело к благоприятному исходу.
Я тогда работал редактором отдела новостей в одной из федеральных газет. Руководство хотело, чтобы посещаемость на сайте издания выросла, и мне нужно было привлечь еще читателей.
До этого газета принадлежала другим владельцам, которые сайтом практически не занимались. Именно в такой момент ко мне в отдел перевели 73-летнего сотрудника... Не стану раскрывать персональные данные, назовём его вымышленным именем, Сергей Иванович.
Когда-то он был востребованным журналистом, писал проникновенные и актуальные стихи. Их публиковали в газетах, но в XXI веке он оказался за бортом современной журналистики, потому что не получилось подстроиться под новые технологические требования.
Я, честно сказать, расстроился. Мне было 30, а остальным сотрудникам отдела ещё меньше. Казалось, что эффективно могут работать только молодые и активные коллеги. А Сергей Иванович был приятным, кротким, но медлительным человеком.
Да, я возроптал. Но вскоре в душе взыграло жгучее желание доказать, что я могу, выражаясь врачебной терминологией, реанимировать даже самого безнадёжного пациента. Это было тщеславие, и оно меня измотало.
Сергей Иванович плохо справлялся с техническими задачами. Приходилось по 25 раз объяснять ему, как, например, копировать предложения и вставлять их в нужное окно на компьютере, как сохранять документы, как открывать почту. Что ни задача, связанная с техникой, то у Ивановича — проблема.
Мне много раз хотелось сдаться. Но надежда не умирала. Зато, когда нужно было придумать заголовок, подобрать синоним, усилить эмоцию, наш старший коллега справлялся блестяще.
Спустя месяц мне предоставили отчёт по количеству просмотров, которые были распределены между авторами. Была уверенность, что рекордсменом станет Мария — журналистка, у которой вышло больше всего публикаций. Но аналитика показала, что количество уступило качеству.
С большим отрывом опередил всех авторов издания... Сергей Иванович! Он опубликовал меньше всех новостей, но они собрали больше всего просмотров. Это был результат умения опытного журналиста работать со словом. В итоге, Сергея Ивановича оставили в редакции, и он ещё долгое время был востребованным автором.
Прошло уже 10 лет, я давно уволился из той редакции. Когда я пришел к Богу, стал анализировать эту ситуацию. С одной стороны получается, я спас пожилого сотрудника от увольнения, сумел применить его способности на пользу редакции, а с другой — у меня не было желания помочь человеку, мною двигало тщеславие, желание доказать что-то руководству. И уж совершенно точно тогда я не думал о Боге.
Слава Богу, что Он нашими руками творит добро, даже если мы этого не осознаем. Как говорят, у Бога на земле нет других рук, кроме наших.
И еще я благодарен, что осознал свои истинные мотивы в той ситуации. Я увидел свои страсти. И сейчас уже искренне радуюсь за старшего коллегу, которому с Божьей помощью сделал добро.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
Один плюс один. Клим Палеха

В Евангелии мы читаем слова Спасителя: «будьте, как дети». Я всегда представлял, что имеется в виду детская искренность, чистота и простота, не отягощенная излишним опытом.
Но как достичь такого состояния? Разобраться мне помог 10-летний крестник Егор. Мы говорили с ним о Боге, и одно его умозаключение поразило меня своей простотой и глубиной.
Это случилось на пляже. Мы только вышли из воды и, лежа на горячем песке, разговаривали. Егор задавал вопросы, которые интересуют многих мальчишек в этом возрасте. В основном всё сводилось к возможностям Бога, которые ребенок, в своей непосредственной манере, ставил под сомнения.
— А Бог может сделать так, чтобы это море поместилось в бутылке? — спрашивал Егор, — а Он может воскресить того жука-оленя, которого мы видели на тропе? А Он может сделать, чтобы я по воде бегал?
Я старался найти подходящие слова, но понимал, что у меня самого не хватает знаний и опыта для таких бесед. Наверное, лучшее, что я смог сделать в тот момент, это — прочитать слова самого Спасителя из Евангелия от Марка, где Он говорил о необходимости иметь веру Божию: «Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет».
Егор задумался и замолчал. Мне показалось, что ему эти слова непонятны. Мальчик водил пальцем по капелькам на запотевшей пластиковой бутылке с водой и вдруг задал ещё один вопрос:
— А Бог может сделать так, чтобы один плюс один равнялось не двум, а одному? — спросил Егор и хитро прищурился, глядя мне в глаза.
— Может — сказал я и вздохнул, представляя, как мне будет трудно объяснить ему теорию относительности и связать её с верой... Но Егор меня опередил:
— Да, я сам знаю, что может!
И пальцем указал на капельки конденсата, которые образовались на внешней стороне бутылки.
— Смотри, видишь капля вниз спускается? А вот вторая рядом... А теперь смотри... — и он большим пальцем нажал на бутылку чуть ниже — так, что капли, быстро соскользнув вниз и соединившись, превратились в одну...
Мне потребовалось время, чтобы осознать всё произошедшее, но я понял, что в тот момент ребёнок оказался гораздо мудрее меня и ближе к Богу. Наверное, это имел в виду Господь, говоря: «Будьте как дети».
Когда Егор размышлял о возможностях Господа, Тот послал ему наглядный пример, который полностью устроил мальчика, и лучше которого я бы ничего не придумал. А произошло это не столько потому, что Егор ещё ребёнок, сколько потому, что его связь с Господом не испорчена самонадеянностью, лукавством, неверием. А значит, если мы хотим быть как дети, то это не только про искренность, чистоту и простодушие, а это ещё и про мудрость, которая не в книгах, не в знаниях и даже не в опыте. Она посылается Богом и только тем, кому в общении с Ним ничего не мешает.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение