
Может ли верующий человек стремиться в своей жизни к успеху? Например, целенаправленно добиваться профессионального роста? Двигаться по карьерной лестнице? Не противно ли это воле Бога? Свой ответ на эти вопросы предлагает 38-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце моё во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
Царь Давид был одним из могущественнейших владык древнего Ближнего Востока. Он создал сильную армию, усмирил и покорил окружающие Израиль враждебные племена, расширил границы страны, обогатил казну, сплотил еврейский народ, укрепил веру в Единого Бога. Он пользовался любовью и уважением своих близких и простых людей. А ведь когда-то он был обыкновенным пастухом. Согласитесь, просто головокружительная карьера. Многие, кто стремится к успеху, могут только мечтать о такой.
Тот псалом, который мы сегодня услышали, указывает нам на то, какова была цена этого величия. Мы узнаём, что Давид был в состоянии постоянной сосредоточенности на Боге и на Его заповедях. «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим». Он тщательно наблюдал за собой во всех ситуациях жизни. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, поддаться негативным чувствам вполне естественно. Например, во время суда над нечестивыми. Однако Давид говорит: «буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною». То есть даже в том случае, если говорю с явным беззаконником, который не имеет права на достойное общение, буду вести себя по-человечески. О том, как внимателен был царь к своей внутренней жизни, свидетельствуют слова: «Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром».
Мы знаем, что люди, которые контролируют свои эмоции, мысли, слова и поступки, действительно могут добиться в этой жизни многого. Но многие это делают именно ради карьерного успеха. Давид же совершает внутреннюю работу не ради удовлетворения собственных амбиций. Из псалма мы узнаём, что им движет чувство, что всё в этой жизни тщета, то есть суета. Поэтому он пишет: «совершенная суета — всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то». Это не означает, что Давид унылый скептик и пессимист, которому всё наскучило. Просто он очень остро ощущает, что может дать осознанная связь с Богом. На фоне этого благодатного опыта общения с Творцом все земные удовольствия и радости для него — словно пожухлая трава.
А потому и все мысли Давида лишь о том, как ещё раз пережить эту радость богообщения. Как сделать её постоянным достоянием своего сердца. Отсюда такое усердие искать волю Бога, тщательно исполнять Его заповеди и беречь себя от греха. Со всей силой это подчёркивает последний стих псалма. Давид говорит Богу: «Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня». Славянский текст передаёт эту мысль точнее: «Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду». «Отступи», то есть «ослабь». Давид ощущает огромное напряжение от внутреннего подвига. Он просит Бога, чтобы Он облегчил эту ношу и дал, наконец, то, зачем Давид так усердно трудится. Дал бы ему благодать, чтобы он ушёл из этой жизни в мире и душевном покое.
Вот она формула успеха. Мы не знаем, хотел Давид сделать карьеру при дворе или нет. Целенаправленно он шёл к престолу или так сложились обстоятельства. Одно мы знаем точно — сильнее всего у него было желание служить Творцу. И Господь дал ему такую возможность. За внимательное исполнение заповедей Он в полноте раскрыл таланты Давида. Он поставил его на то место, где он смог быть максимально полезен и Богу, и людям. Именно благодаря Давиду в этот мир пришёл Христос. Однако самое важное — Бог исполнил главное желание царя. Он дал его сердцу мир и покой, и сделал его участником Своего Небесного Царства.
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема