Книга Бытия, Глава 5, стихи 1-24

В Библии немало рассказов о чудесах. Некоторые из них поражают воображение. Как можно современному человеку воспринимать всё это на полном серьёзе? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы книги Бытия, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Продолжительность жизни людей до потопа поражает. Создаётся впечатление, что речь идёт о каких-то полубогах. Именно так многие и предпочитают понимать только что прозвучавший отрывок. Дескать, это одна из мифологических вставок в текст Священного Писания. Родословие потомков Адама — нечто вроде древнегреческих мифов о Прометее, Геракле, Персее, Ахиллесе и других героях, которые имели божественное происхождение. В подтверждение этого приводятся легендарные списки месопотамских царей, которые, если верить этим текстам, жили по 10 тысяч лет.
Некоторые современные учёные, которые профессионально занимаются библейскими исследованиям, пытаются примирить этот отрывок Писания с данными современной науки о человеке. Они выдвигают различные гипотезы. Кто-то говорит, что речь идёт не о конкретных людях, а о родах. Дескать, не Сиф жил 800 лет, но его потомки, которые называли себя именем Сифа. Кто-то утверждает, что эти цифры имеют символическое значение. И в подтверждение приводят продолжительность жизни Еноха. Он был праведником и прожил 365 лет. Столько дней длится полный календарный год. Так Писание нам хочет сказать, что жизнь Еноха не имела ничего лишнего, и он ни в чём не нуждался. Праведник обрёл полноту в Боге. Кто-то пытается доказать, что в древней системе координат тысяча лет — это наша сотня, а древняя сотня — это наша десятка. Одним словом, попытки предпринимаются разные.
Однако традиция православного толкования Библии склонна понимать этот текст буквально. Отцы Церкви даже особо не поднимают вопрос, как такое могло быть технически. Точно так они не поднимают вопрос о том, как конкретно Бог сотворил мир из ничего; как конкретно расступилось Красное море, и евреи вслед за Моисеем прошли по его дну, словно по простой дороге; как, наконец, конкретно Христос совершал Свои поразительные чудеса и в итоге воскрес Сам, физически, буквально. Почему же это их не беспокоит? Причина проста. По их убеждению, под воздействием божественной благодати человеческое естество может приобретать иные качества. Сама природа, время и пространство могут вести себя иначе. Не так, как обычно. Это не нарушение законов физики и биологии. Скорее, это их расширение. А потому христианские толкователи, когда встречали в тексте Писания упоминания о чудесах, отказывались мыслить по аналогии с привычным ходом событий, как это делают учёные. Ведь на своём собственном опыте они знали, что порой Бог может направлять поток нашей жизни весьма нестандартным образом.
Всё предсказуемо лишь там, где нет Творца. Такой мир становится тоскливым и скучным. Здесь всё подчиняется чугунным формулам и нет никаких исключений. Просто одна большая матрица, в которой чётко прописаны все сценарии, и сюжеты невозможно изменить. Однако там, где есть стремление жить по воле Бога, где есть исполнение Его заповедей, там даже такое понятие, как закон природы, становится довольно относительным. Там появляются широта и простор. Там открываются новые возможности, там живо ощущается присутствие высокого, светлого, вечного.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов