Книга Бытия, Глава 5, стихи 1-24. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Книга Бытия, Глава 5, стихи 1-24

Быт. V, 1-24 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

В Библии немало рассказов о чудесах. Некоторые из них поражают воображение. Как можно современному человеку воспринимать всё это на полном серьёзе? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы книги Бытия, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 5.

01 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,

02 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.

03 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

04 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.

05 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.

06 Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса.

07 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей.

08 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.

09 Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана.

10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей.

11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.

12 Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила.

13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей.

14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.

15 Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда.

16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей.

17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.

18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.

19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.

20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.

21 Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала.

22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей.

23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.

24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

Продолжительность жизни людей до потопа поражает. Создаётся впечатление, что речь идёт о каких-то полубогах. Именно так многие и предпочитают понимать только что прозвучавший отрывок. Дескать, это одна из мифологических вставок в текст Священного Писания. Родословие потомков Адама — нечто вроде древнегреческих мифов о Прометее, Геракле, Персее, Ахиллесе и других героях, которые имели божественное происхождение. В подтверждение этого приводятся легендарные списки месопотамских царей, которые, если верить этим текстам, жили по 10 тысяч лет.

Некоторые современные учёные, которые профессионально занимаются библейскими исследованиям, пытаются примирить этот отрывок Писания с данными современной науки о человеке. Они выдвигают различные гипотезы. Кто-то говорит, что речь идёт не о конкретных людях, а о родах. Дескать, не Сиф жил 800 лет, но его потомки, которые называли себя именем Сифа. Кто-то утверждает, что эти цифры имеют символическое значение. И в подтверждение приводят продолжительность жизни Еноха. Он был праведником и прожил 365 лет. Столько дней длится полный календарный год. Так Писание нам хочет сказать, что жизнь Еноха не имела ничего лишнего, и он ни в чём не нуждался. Праведник обрёл полноту в Боге. Кто-то пытается доказать, что в древней системе координат тысяча лет — это наша сотня, а древняя сотня — это наша десятка. Одним словом, попытки предпринимаются разные.

Однако традиция православного толкования Библии склонна понимать этот текст буквально. Отцы Церкви даже особо не поднимают вопрос, как такое могло быть технически. Точно так они не поднимают вопрос о том, как конкретно Бог сотворил мир из ничего; как конкретно расступилось Красное море, и евреи вслед за Моисеем прошли по его дну, словно по простой дороге; как, наконец, конкретно Христос совершал Свои поразительные чудеса и в итоге воскрес Сам, физически, буквально. Почему же это их не беспокоит? Причина проста. По их убеждению, под воздействием божественной благодати человеческое естество может приобретать иные качества. Сама природа, время и пространство могут вести себя иначе. Не так, как обычно. Это не нарушение законов физики и биологии. Скорее, это их расширение. А потому христианские толкователи, когда встречали в тексте Писания упоминания о чудесах, отказывались мыслить по аналогии с привычным ходом событий, как это делают учёные. Ведь на своём собственном опыте они знали, что порой Бог может направлять поток нашей жизни весьма нестандартным образом.

Всё предсказуемо лишь там, где нет Творца. Такой мир становится тоскливым и скучным. Здесь всё подчиняется чугунным формулам и нет никаких исключений. Просто одна большая матрица, в которой чётко прописаны все сценарии, и сюжеты невозможно изменить. Однако там, где есть стремление жить по воле Бога, где есть исполнение Его заповедей, там даже такое понятие, как закон природы, становится довольно относительным. Там появляются широта и простор. Там открываются новые возможности, там живо ощущается присутствие высокого, светлого, вечного.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!