Книга Притчей Соломоновых, Глава 5, стихи 15-23, Глава 6, стихи 1-3. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Книга Притчей Соломоновых, Глава 5, стихи 15-23

Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 1-3

Притч. V, 15 - VI, 3 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Всем известно, что Священное Писание и Церковное учение считает супружескую измену тяжёлым грехом. Но многие ли знают, почему это так? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 5-й и 6-й глав книги Притчей Соломоновых, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 5.

15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям;

17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,

19 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.

22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:

23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Глава 6.

01 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,-

02 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

03 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

Рассказывая отдельному человеку о том, что он обладает прирождённым человеческим достоинством, общество стремится защитить его от унижений и неравенства. Все равны в своей человечности и все одинаково достойны называться людьми. Эта мысль ясна и вполне соответствует библейскому взгляду. Однако, стремясь подчеркнуть значимость человека, мы не заметили, что мысль о достоинстве может в то же время сделать его несчастным, потому что теперь он всё время беспокоится о том, чего же именно он достоин и не достоин ли он лучшего, чем то, что у него есть сейчас. У него есть жизнь, но поселившееся сомнение не даёт ему покоя, ведь можно жить лучше и он может быть, достоин большего... Может быть его дом не так хорош и ему нужен лучше... может быть его работа не так хороша и надо искать следующую... Может быть, не так хороша его жена или для женщины не так хорош её муж?

Кто-нибудь скажет, что это преувеличение, ведь ничего нет плохого в том, чтобы, подсобрав деньжат купить себе автомобиль поновей, вместо старого и постоянно ломающегося. Да, конечно, в этом ничего плохого нет. Но автомобиль — это вещь, а жена или муж не вещи, они люди. И в этом расчеловечивании другого, в сведении его к функции, главная проблема. «Мне должно быть хорошо, — говорит человек, — я этого достоин». Но кто при этом другой? И чего достоин он?

В сегодняшнем отрывке мы слышим, как Соломон призывает своего сына к тому, чтобы он был верен жене юности. Он напоминает ему так же, что все поступки человека видит Господь, и беззаконие грешника не останется без горького плода. Думаю, что в этих кратких словах Соломон прикровенно указывает на доверие как необходимую и самую важную составляющую любых отношений.

Во-первых, он не случайно напоминает сыну, что жена его — это жена юности. Она, когда-то, будучи молода, вверила себя в его руки, отдала ему свою цветущую молодость, свою красоту... Отдала всю себя, потому что поверила ему. Взяв её в то время в жены, он любил её, даже если сейчас ему кажется, что это не так... И она не вещь, которую можно просто отставить в сторону, но та, за кого он взял ответственность перед Богом и людьми.

Во-вторых, Соломон не случайно напоминает сыну о Боге, потому что отношения души и Бога также подобны браку. Уверовав, человек учится доверять Богу, вверяет себя в его руки... Но нельзя говорить о вере Богу, разрушая веру того, кто рядом, потому что сказанное будет ложью.

Бог в Священном Писании чаще многих других говорит об этих двух грехах: измене в семье и измене в вере. Внутренне эти грехи оказываются очень похожи в том, что вероломны, ведь разрушают доверие другого. Писание подчёркивает, что изменник в конечном счёте оказывается предельно эгоистичен, разрушая любовь к жене, он не сумеет любить никого другого, потому что любит только себя. Тот же, кто остаётся верен жене, верен не только ей, но в своей любви внутренне верен Богу.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!