Гостем программы «Делатели» был основатель «Дома слепоглухих» в Пучково, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково священник Лев Аршакян.
Наш гость рассказал о своем приходе к вере и в Церковь, как впервые встретился со слепоглухим человеком и как это знакомство изменило всю его жизнь. А также мы говорили о том, как сейчас удается помогать людям, лишенным слуха и зрения, и как они находят свое место в мире.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Т. Ларсен
— Здравствуйте, друзья. Это «Делатели» на Радио ВЕРА. Я — Тутта Ларсен.
В. Рулинский
— Я — Василий Рулинский, пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности. У нас в гостях сегодня священник Лев Аршакян, создатель проекта «Дом слепоглухих» в Пучково и клирик Казанского храма Божией Матери в Пучково. Батюшка, здравствуйте.
Т. Ларсен
— Добрый день.
Свящ. Лев Аршакян
— Добрый день.
В. Рулинский
— Отец Лев, мы вас ждали очень давно, хотели с вами пообщаться. Потому «Дом слепоглухих» в Пучково один из самых лучших, как мне кажется, проектов церковных, в социальной сфере созданных. И приезжали к вам, по-моему, уже около двух лет назад в рамках программы нашей «Делатели» замечательная Эльвира Парфёнова, ваша дочка, и Елена Федосеева, тоже один из руководителей «Дома слепоглухих» в Пучково — она тотально слепая, насколько я понимаю, но при этом активный образ жизни ведущая, такая замечательная Леночка. И теперь мы рады, что наконец-то сейчас получилось и с вами встретиться в рамках нашего эфира. Потому что, конечно, тот проект, о котором мы будем сегодня говорить, во многом зависит от личности, но не только вашей, наверное. Потому что вот эта встреча ваша — конечно, много событий у вас происходило в жизни, про которые хотелось бы поговорить. Но прежде я, конечно, хотел бы вообще напомнить, может быть, вы сможете сказать самое главное, что такое проект «Дом слепоглухих» в Пучково. Потому что не все, может быть, люди знают о том, что это такое и в каком состоянии сейчас он находится. Потому что мне, как человеку, который там с этим соприкасается, много раз у вас бывавшему, конечно, это понятно. А вот как вы могли бы вот представить этот проект? Что он собой представляет и зачем он создан?
Свящ. Лев Аршакян
— Наверное, это одному Богу ведомо. «Делатель» — такое очень ответственное и тяжеловесное слово. Я думаю, что всё же главный делатель — это Дух Святой. И как всё это произошло, и куда всё это ведёт — это только диву даёшься, как Бог может всё устраивать. И дай Бог быть тут, может быть, соделателем — хотя и это высоко. Просто вот такой инструмент в руках Божьих. Вот на это я как бы согласен. Всё произошло удивительно, совершенно неожиданно, как это и бывает — не знаешь, откуда всё это приходит. Совершенно замечательная наша встреча с основателем всего этого движения помощи взрослым слепоглухим людям, такой таинственной инвалидности, когда интеллект как бы в полной сохранности, а человек оторван полностью от мира. То есть главные органы чувств — слух и зрение, через которые почти 90% человек получает информацию — именно эти органы чувств тотально отсутствуют. Это удивительная история. Этой историей заинтересовались философы, правда, марксисты. Они пытались на этом основании выстроить свою теорию, что не нужен Бог, что наука может всё. Вот взяли и провели такой эксперимент: четыре слепоглухих человека поступили в МГУ.
Т. Ларсен
— То есть с ними как-то особенно занимались в детстве, как-то воспитывали специально?
Свящ. Лев Аршакян
— Особенно. Они были уже особенные, да, их уже готовили. Был создан специальный детский дом в Сергиевом Посаде, где они уже проходили обучение. Их там выявили — они были одарённые Богом. Я скажу, чтобы не тянуть время, что моя встреча была именно с одним из этой четвёрки — с Сергеем Алексеевич Сироткиным. Всё это произошло на Святой земле. И эта встреча радикально поменяла курс, вектор моей жизни.
Т. Ларсен
— Я бы всё-таки уточнила для наших слушателей, потому что это действительно уникальная такая ситуация. То есть был некий интернат для слепоглухих детей. И учёные советские в 70-е годы решили поставить эксперимент и подготовить четверых слепоглухих детей к поступлению в МГУ. И эти дети поступили, закончили, и каждый из них стал каким-то учёным или профессионалом.
Свящ. Лев Аршакян
— Двое стали учёными. Вот Сергей Алексеевич стал кандидатом философских наук. Все получили блестящее образование.
Т. Ларсен
— И все, в общем-то, состоялись как интеллектуалы, несмотря на свои ограничения.
Свящ. Лев Аршакян
— Да.
Т. Ларсен
— Это поразительно.
Свящ. Лев Аршакян
— Это просто уму непостижимо, это чудо, которое может творить Бог и Дух Святой.
В. Рулинский
— Руками марксистов.
Свящ. Лев Аршакян
— Да. Эксперимент у них удался. Сергей Алексеевич стал глубоко верующим человеком, как это обычно бывает.
В. Рулинский
— У нас же русская религиозная философия — тоже очень многие пришли от марксизма. И тот же Бердяев, Булгаков, Флоренский и многие другие. Все увлекались так или иначе. В итоге стали одни священниками, другие просто религиозными богословами.
Т. Ларсен
— И вы встретились с ним на Святой земле?
Свящ. Лев Аршакян
— Да.
Т. Ларсен
— А вы уже тогда были священником?
Свящ. Лев Аршакян
— Нет, тогда ещё это был мой путь воцерковления. Я поздно стал священником — в 55 лет. А в сорок у меня произошла встреча с Богом. И в этом промежутке я встретил Сергея Алексеевича. Меня эта встреча, конечно, поразила, когда два человека — Сергей Алексеевич и жена его покойная Татьяна — шли рука в руку. Её рука была под его ладонью, и что-то она там делала. Тогда, конечно, я не понимал, что это значило. А она ему просто переводила, рассказывала, общалась с ним через дактилологию, то есть рука в руку. Самое яркое, что осталось из этой встречи, такая пронзила мысль: как бы хорошо этим людям подарить духовное зрение и слух.
В. Рулинский
— И вы ещё сами при этом не были особенно глубоко даже в Церкви, да?
Свящ. Лев Аршакян
— Да. Это была такая мысль замечательная. Ещё что интересно: Сергей Алексеевич первым увидел сошествие благодатного огня. У этих ребят есть такой термин «увидеть» — увидел особыми органами чувств. Он почувствовал, видимо, вибрацию. И ещё не вынесли огонь из кулуквии, а он уже сказал, что огонь сошёл. И дальше — по приезде умирает через год его супруга. И она мне просто передаёт его из рук в руки: «Всё, Лёва, Сергей остаётся на тебе». Её смерть тоже была, конечно, такая замечательная — удивительный был первый мой опыт смерти верующего человека. Но это уже отдельная история. Дальше — то, что называется «не знаешь, куда тебя Дух Святой поведёт». Потихонечку стал я уходить от гражданских каких-то, мирских дел, пытался социальные какие-то проекты уже делать. И всё стало рушиться, просто рушиться так серьёзно.
В. Рулинский
— А чем вы занимались? Это какой-то был бизнес?
Свящ. Лев Аршакян
— Да, это было время, когда все занимались бизнесом — это были 90-е годы, такие смутные времена. И там других дел просто не было. И я пытался социальные магазинчики такие сделать.
В. Рулинский
— А чем торговали?
Свящ. Лев Аршакян
— Продуктами питания — по дешёвым ценам. Мы хотели, чтобы это были самые дешёвые цены.
В. Рулинский
— Эта бизнес-концепция, конечно, не очень удалась, да?
Свящ. Лев Аршакян
— Нет, она рухнула просто капитально и показала всю мою немощь. В общем, после такого сильного потрясения... но Сергея я не оставлял, конечно. И ему от меня досталось, от моих немощей тогда, и он меня тогда поддержал здорово. А потом всё как-то стало проясняться. И я стал священником.
В. Рулинский
— Так вы слишком быстро перескочили этап, мне кажется, как стали священником.
Свящ. Лев Аршакян
— Понятно, что всё это было в период моего воцерковления, когда мне казалось, что такой я талантливый, всё умею, все смогу. Оказалось, что ничего не умею, ничего не могу. Когда это я понял, Господь начал как бы уже потихонечку всё управлять. Я сначала стал старостой в храме в Пучково Казанской иконы Божией Матери. При этом, конечно, паломничал — на Афон, везде и где только было можно. Сергея, конечно, я не оставлял. Сергей тоже был великим паломником. Он тогда был руководителем и всемирных, и европейских организаций слепоглухих. Он всё время ездил, постоянно был в командировках. Как-то я даже и с ним тоже ездил. Меня поразило как-то первый раз, первое такое сердечное понимание того, что это совершенно другой мир был. Когда я уходил от него, и он мне говорит: «А ты свет везде выключил?» Я уже дверь закрывал, а свет был не выключен. И я выключаю свет везде и понимаю, что сейчас я закрою дверь и он останется в полной темноте. И тогда только до меня дошло, в какой тьме он живёт всю жизнь. Это было первое такое проникновение глубокое в эту тему. Второе — когда мы с ним тоже были на какой-то конференции, и как он к ней готовился. То есть нам надо было уходить в восемь утра, а он проснулся в три часа ночи. Я думаю: что он так рано встал ночью? А он готовился. То есть это мне встать, быстренько умыться, одеться, а он должен был всё разложить. У него ведь всё было в памяти и на пальчиках. И он вот так основательно готовился. Мне тоже стало понятно, какие это труды. Удивительно, как всё там не так, как...
В. Рулинский
— Какая собранность должна быть.
Свящ. Лев Аршакян
— Да.
В. Рулинский
— Это удивительная какая-то такая воля должна быть к жизни.
Свящ. Лев Аршакян
— Да, удивительная память, удивительная воля. И это, конечно, была личность.
Т. Ларсен
— Это «Делатели» на Радио ВЕРА — программа о личностях.
В. Рулинский
— Да. И у нас в студии сегодня иерей Лев Аршакян, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в деревне Пучково, создатель проекта «Дом слепоглухих» в Пучково.
Т. Ларсен
— Отче, вы сказали, что, умирая, супруга Сергея передала вам его из рук в руки. Но вы же тогда не знали ни дактилологии, ни языка Брайля, наверное, как общаются вообще эти люди.
Свящ. Лев Аршакян
— Жестовый язык. Ничего не знал, да. Благо, что Сергею Алексеевичу тогда поменяли слухоой аппарат. Он сначала был в советском аппарате. И, конечно, он слышал, но слышал очень специфически. Вообще, слепоглухота очень специфическая инвалидность — она индивидуальна, то есть у каждого своя. Только у тотально слепоглухих всё как бы почти одинаково и уже от интеллекта зависит. А вот слепоглухота не только тотальная бывает, тотальное отсутствие зрения и слуха, это ведь может быть частичное присутствие слуха, частичное присутствие зрения, но оно не даёт полноценную возможность общения с миром. То есть они могут видеть трубчато, в сторону чуть-чуть, могут слышать как-то особенно. Я находил тот формат, в котором Сергей Алексеевич меня слышал и говорил ему, а он воспринимал. Говорил он хорошо, что удивительно. Обычно неслышащие практически не говорят. Или если они совсем не слышат, то... почему говорят слепоглухонемой? То есть если глухота, то как бы автоматически человек становится... ему трудно говорить — он себя не слышит. Или появляется какой-то акцент или...
Т. Ларсен
— Монотонность такая?
Свящ. Лев Аршакян
— Да. А вот многие тотально слепоглухие хорошо говорят. Это тоже чудо такое, тоже такая компенсация и дар от Бога. И Сергей Алексеевич хорошо говорил. А потом уже ему поставили замечательные аппараты, хорошие два аппарата, и уже с ним можно было общаться так на слух. А потом я, конечно, стал учить. Я понял, что это такое уважение к ним — выучить язык. Поэтому я стал, конечно, учить язык. Дактилологию довольно так хорошо я выучил. Жестовый — практически это как язык. Это или человек, рождённый в семье глухих — он уже носитель языка. Или, если серьёзно учиться, то можно достичь какого-то совершенства, но всё равно видно, что человек — не носитель языка. И поэтому его надо учить, учить и учить. Дальше, да, мы с ним стали общаться уже дактилологией. И дальше всё стало рушиться.
В. Рулинский
— Вы имеете в виду бизнес ваш?
Свящ. Лев Аршакян
— Бизнес уже разрушился, когда я из него ушёл, слава Богу. Это я уже стал старостой храма. Параллельно рушились вот эти организации советские — ВОС и ВОГ — такие серьёзные организации были, очень богатые. И в ВОСе проводились курсы для слепоглухих. Там было отделение помощи слепоглухим людям. И Сергей Алексеевич как раз был руководителем этого отделения. Потом всё стало сложнее. И мы у себя в Пучково в доме организовали вот такие курсы помощи слепоглухим.
В. Рулинский
— Это были первые курсы? Вообще ничего не было тогда в стране?
Свящ. Лев Аршакян
— Нет, в ВОСе эти курсы — во Всесоюзном обществе слепых. И это было началом, наверное, рождения вот этого проекта нашего — помощь слепоглухим людям. Потом родилась замечательная организация «Соединение».
В. Рулинский
— Удивительная история. Как она родилась — расскажите тоже.
Свящ. Лев Аршакян
— Родилась она тоже в недрах Пучково.
В. Рулинский
— Потому что там связано это с одним очень именитым алтарником храма, насколько я понимаю.
Свящ. Лев Аршакян
— Да, но мы не будем об этом говорить. Хотя можно и сказать — это Андрей Рэмович Белоусов.
Т. Ларсен
— Мы гордимся своими православными главами страны, руководителями — почему нет? Андрей Рэмович Белоусов, ныне министр обороны, а тогда он был помощником президента по экономическим вопросам.
Свящ. Лев Аршакян
— И вот он ходил к нам, молился — удивительно скромный человек. Всегда он становился в конец очереди на исповедь, никогда не позволял себе проходить вперёд. Конечно, много добрых можно слов сказать, но Андрей Рэмович не любит этого, поэтому это всё опустим.Вот я попросил тогда, понимал, что нужно финансирование. Государство, Советский Союз рухнул, организации рухнули. А всемирный опыт показывал, что обязательно создаются какие-то благотворительные фонды, которые поддерживают слепоглухих. Мы попросили и этот фонд родился, с помощью и милостью Божией. Андрей Рэмович доложил об этом президенту, и родился фонд, который, конечно, радикально поменял, в общем-то, тему слепоглухих. Раньше их просто не было, в реестре инвалидности их вообще не было, потому что были слепые и были глухие. Были такие курьёзы даже: слепоглухому, допустим, в обществе слепых давали радиоприёмник, а в обществе глухих — телевизор. А потом отнимали, говорили: слушай, а зачем тебе телевизор, если ты не видишь?
В. Рулинский
— Это просто советский наш подход: докажи, что у тебя не выросла конечность.
Свящ. Лев Аршакян
— Да. Их не очень много для того, чтобы государство могло их контролировать. Но много, потому что если даже один человек есть, то уже много. А их тогда было порядка 4000 человек. И поэтому их не видели, государство не могло их увидеть и услышать. И фонд, конечно, радикально поменял ситуацию.
В. Рулинский
— Фонд «Соединение» — государственный фонд, который появился в результате.
Свящ. Лев Аршакян
— Да, фонд «Соединение», который до сих пор существует и занимается такими глобальными проблемами. А мы как-то параллельно занимаемся больше приземлённым — мы занимаемся именно тем, что объединяем ребят, как бы индивидуально каждого выслеживаем. У нас сейчас под нашим попечением порядка 600 человек слепоглухих взрослых.
В. Рулинский
— Из разных регионов страны.
Свящ. Лев Аршакян
— Да, из разных регионов страны. В наших домах живёт сейчас на постоянной основе 30 человек слепоглухих. Богадельня у нас такая есть, где живут тотально слепоглухие, легендарные слепоглухие живут у нас даже.
Т. Ларсен
— Это какие легендарные?
Свящ. Лев Аршакян
— Легендарный для меня, допустим, Сергей из Ижевска, Сарапула. Это тоже было такое первое моё одно из проникновений глубоких в эту тему. В Сарапуле была первая община слепоглухих — там было производство ВОС. И там собрались слепоглухие со всего Советского Союза. Такая была серьёзная очень община первая. И когда всё это в 90-е начало умаляться, мы начали ездить, чтобы поддержать ребят. И вот заходим мы в квартиру и, знаете, как смена кадра, то есть был цветной мир, и вдруг — чёрно-белое кино. То есть я захожу — там бетонные стены без обоев, куча мусора прямо в коридоре. Прохожу дальше в комнату — столик, за ним сидит Сергей, небритый, худой, трясущийся и что-то там пытается поесть. Это тоже был такой...
В. Рулинский
— Причём это с сохранным интеллектом — это люди, абсолютно ни в чём по интеллектуальным способностям не уступающие обычным людям. Но вот такое заболевание получается, да?
Свящ. Лев Аршакян
— Да. Потому что они сами, без помощи не способны — ну как, если человек тотально слепоглухой? Он не может ничего сделать сам. То есть они беспомощны, им нужна обязательно помощь. И вот это тоже меня тогда поразило. Вот сейчас он у нас живёт. Я думаю, что годы его жизни в нашем «Доме слепоглухих», наверное, самые счастливые для него — дерзну так сказать. Мы его подлечили, он сейчас на каждую службу приходит, причащается. Он просто ожил — Сергей. У нас живёт Наталья Кремнёва.
В. Рулинский
— Она поэт, по-моему, или писатель?
Свящ. Лев Аршакян
— Она — писатель, журналист, главный редактор журнала «Ваш собеседник». Тоже звёздочка такая в мире слепоглухих. У нас живёт ангел во плоти — Алексей Писеев. Это мой друг тоже такой — тотально слепоглухой. Он пишет стихи, молится всё время. Это замечательные, светлые-светлые люди — от них такая радость исходит.
Т. Ларсен
— Продолжим беседу через минуту. Это «Делатели» на Радио ВЕРА. С вами Тутта Ларсен.
В. Рулинский
— И Василий Рулинский. У нас в гостях сегодня священник Лев Аршакян, руководитель, создатель «Дома слепоглухих» в Пучково.
Т. Ларсен
— Продолжаем разговор в «Делателях». Я — Тутта Ларсен.
В. Рулинский
— Я — Василий Рулинский, пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности. У нас в гостях сегодня священник Лев Аршакян, создатель проекта «Дом слепоглухих» в Пучково и клирик Казанского храма в деревне Пучково в Новой Москве. Батюшка, вы начали говорить о таких легендарных личностях, которые живут у вас в домах сопровождаемого проживания. Но, я так понимаю, что эти дома появились совсем не так давно. Начиналось всё действительно с этих курсов, которые вы начали одним из первых, наверное, если не первым в стране — после Всероссийского общества слепых. И, мне кажется, для многих людей, которые соприкасаются с церковным социальным деланием, вот это ощущение, что Церковь идёт туда, где сложнее всего, где труднее всего, где помощь нужна больше всего — это как раз вот тоже тот случай, когда у вас получилось. Но такое всё Господь устраивает, мы специально, может быть, так не даже и не планировали, всё так получается, что там мы оказываемся где, нужно. И вот эти курсы я помню.
Вот я несколько раз бывал в «Доме слепоглухих» в Пучково. У вас такой замечательный деревянный дом при храме, рядом с храмом, через дорогу. И очень как-то всё по-домашнему, очень всё как-то такие деревянные все помещения, настоящее вот прям ощущение такого уюта. Я помню, когда ребята, кто приходит на занятия, как они там сами готовят еду. Ну, представляете: человек, например, либо тотально слепой, либо по-разному, и они всё равно участвуют в приготовлении еды, естественно, при поддержке. То есть есть какие-то зрячие люди, которые подсказывают. Но это история про какое-то такое вот единство во всём. Не знаю, это сложно передать, наверное, но меня вот поразила вот эта тоже такая домашняя у вас абсолютно обстановка в этом доме.
Свящ. Лев Аршакян
— Да, это правда. Вот как одна большая семья. Сейчас слово такое есть модное «инклюзивная среда». Вот наши дети — у нас ребята из сергиево-посадского интерната после 18 лет. У нас сейчас второй дом появился — с храмом святой блаженной Матроны Московской. Там очень красиво. Это тоже как бы чувствуется, что сама блаженная Матрона помогла нам в этом проекте новом.
В. Рулинский
— Это дом с сопровождаемым проживанием, там же живут, да?
Свящ. Лев Аршакян
— Это дом с сопровождаемым проживанием. Там у нас мастерские. Там у нас живёт этот Серёжа Ефросинин, который из Сарапула, и Наталья Кремнёва, и Лёша Писеев. А на третьем этаже — храм святой блаженной Матроны. И там, знаете, сбылось пророчество святой блаженной Матроны о неком столе — стол-престол. Она своему духовному чаду, Зинаиде, рассказала историю, а Зинаида написала это в книге воспоминаний о блаженной Матроне Московской, что ни одно слово её не проходило, всё сбывалось, не было бессмысленным. И вот она сказала: «Вам попадёт стол. Но этот стол непростой — это стол-престол, вы должны построить дом с окном на восток. На этом столе служили святые люди», — это уже потом рассказал отец Александр, который этот стол передал. И даже патриарх Тихон служил. То есть это во время революции, когда, видимо, служить было не так просто, они служили в неком доме на вот этом самом столе. Опускаю многое, но этот стол оказался в нашем доме. И дом с окном на восток, и стол-престол, на котором сейчас совершается Божественная литургия.
В. Рулинский
— Ничего себе — вам благословили на этом столе совершать?
Свящ. Лев Аршакян
— Да, он нам достался. Мы его, конечно, обшили рубашечкой такой красивой деревянной. К нам приезжал владыка наш Силуан. И он у нас считается как домовый храм. Поэтому вот такое удивительное и радостное событие у нас.
В. Рулинский
— У вас же ещё есть где-то Владимирской области, по-моему, ещё какие-то?..
Свящ. Лев Аршакян
— Да, значит, у нас получилась уже улица слепоглухих — не дом слепоглухих, а улица. У нас есть проект ещё во Владимире — тоже дом с сопровождаемым проживанием. И тоже с храмом — с храмом святого праведного Иоанна Кронштадтского. Сейчас мы задумали ещё один проект.
В. Рулинский
— Так, расскажите.
Свящ. Лев Аршакян
— Называется уже...
Т. Ларсен
— Город?
Свящ. Лев Аршакян
— Деревня слепоглухих. Но это связано с СВО, конечно, потому что много ребят возвращается с потерей слуха и зрения. Порядка 113 человек уже прошло через наш «Дом слепоглухих». Наверное, самое главное достояние нашего дома — это наш персонал. В общем, взрослыми слепоглухими никогда толком не занимались, поэтому мы такие, можно сказать, как пионеры. И наши сотрудники, мне кажется, стали серьёзными специалистами в этой области. Нас даже приглашали в госпиталь, чтобы как-то проконсультировать, потому что воин полностью потерял зрение и слух. Сейчас слух чуть-чуть удалось восстановить. И мы расширяемся с Божьей помощью. У нас уже есть земля — два гектара. Всё это расположено в удивительном духовном месте — в Клыково. Это матушка Сепфора...
Т. Ларсен
— Ух ты! Как я люблю Клыково! Прям под крылом матушки Сепфоры, недалеко от Оптиной пустыни? Ой, какие места!
Свящ. Лев Аршакян
— Да. Там владыка Никита нас благословил.
В. Рулинский
— Это Козельская епархия?
Свящ. Лев Аршакян
— Да. Владыка Козельский и Людиновский. Мы серьёзно дружим матушкой Иоанной — игуменией монастыря Жён-мироносиц, который прям рядом находится. Более того, не просто дружим, а наша дружба началась именно в этой первой поездке, где мы познакомились с Сергеем Алексеевичем Сироткиным.
Т. Ларсен
— На Святой земле?
Свящ. Лев Аршакян
— Да. Матушка сейчас Иоанна, а тогда она была Ирина.
В. Рулинский
— Как удивительно Господь соединяет всё.
Свящ. Лев Аршакян
— Да, так всё удивительно. Немножко про матушку расскажу. Тоже такой момент, который запомнился. Мы были на Горе блаженств, с нами был тогда батюшка, и он читал Заповеди блаженств. Я чего-то хожу вокруг, а Ирина сидит и прямо рыдает, прямо слёзы у неё текут. Я так посмотрел и думаю: «Вот духовный человек, а я чурбан — вообще ничего не чувствую». И так матушка стала игуменией, организовала монастырь, старец Илий её благословил. Он и нас благословил на этот проект — мы были у него. Он, конечно, обрадовался, когда узнал о слепоглухих. Он говорит: «Они не слышат и не видят — это же настоящий монахи».
Т. Ларсен
— А вот это — да.
В. Рулинский
— Хорошее определение, да. Действительно, они же в умной молитве находятся — всё в уме поисходит.
Свящ. Лев Аршакян
— Да, у них живая вера. Они настолько позитивные, от них такая радость. Мы, когда их возили на Святую землю — это уже в следующий раз, не когда с Сергеем Алексеевичем познакомились, — то есть не мы их возили, а они нас возили по Святой земле, потому что нам открывались все двери. То есть столько было радости от того, что мы с ними.
Т. Ларсен
— А как они чувствуют богослужение? Они же не слышат пение, они не видят действия священника, не слышат молитв. Как они участвуют?
Свящ. Лев Аршакян
— Вот я скажу через Лёшу, через Алексея Писеева. Он сидит и у него улыбка. Я говорю: «Лёша, а что?» — «Ангелы летают!» И это не сказки — они ангельский мир видят. Много случаев таких фактических, которые доказывают, что они они общаются с ангелами — вот именно тотально слепоглухие. Даже спектакль недавно поставили, как Света наша, тотально слепоглухая, шла в магазин. Если их обучить, если они знают свой маршрут, то они могут ходить. Продавцы уже их знают и помогают. Вот на её маршруте, когда лопнула труба горячей воды, выкопали огромную яму. А она не взяла с собой палку. Она говорит: «Зачем? Я знаю маршрут», — она такая боевая, смелая, позитивная. И она говорит: «Я иду и вдруг чувствую, что куда-то проваливаюсь. И какая-то рука меня просто поднимает и ставит на дорогу. И я пошла дальше». В общем, потом выяснилось, что там выкопали огромную яму. Там на большой глубине была труба с горячей водой, то есть она просто погибла бы сразу — обварилась и всё. А её Ангел-хранитель просто поставил на место, и она пошла дальше. Это один из таких замечательных случаев из жизни слепоглухих.
Т. Ларсен
— Это поэтому вы говорите, что это мистическая инвалидность?
Свящ. Лев Аршакян
— Я бы даже сказал, что метафизическая — именно поэтому, да. Когда интеллект сохранен и человек верит, то там рождается живая вера, которой чтобы достичь человеку зрячему и слышащему, надо много трудов положить и смириться зело.
В. Рулинский
— Нам же действительно от много надо отказаться, чтобы в сердце действительно погрузить свой ум.
Т. Ларсен
— Да, там око не искушает.
В. Рулинский
— Действительно, тут такой момент сложный. Я ещё хотел спросить: вот Сергей Сироткин, насколько я понимаю, в пять лет примерно ослеп, по-моему, вы говорили — в детском саду или что-то такое. А есть люди, которые от рождения слепые. И у некоторых из них сочетание слепоты и в какой-то степени глухоты. Там же, наверное, ещё сложнее — им вообще в мире и с ними коммуницировать? У вас были такие случаи, когда тотально вот именно с рождения, и насколько это сложнее?
Свящ. Лев Аршакян
— Тотально с рождения — это, конечно, очень редко бывает. Такая была Елена Келлер, допустим, знаменитая слепоглухая. И первый контакт с ними — это тоже на уровне чуда, на уровне молитвы. То есть были случаи, когда через «Отче наш» сумели войти в этот мир. Вообще, всё в человеке формируется до трёх лет. И на слепоглухих это очень хорошо начинаешь понимать опытно. Если человек до трёх лет немножко видел или слышал, то это всё остаётся, это всё такой серьёзный багаж для уже взрослой жизни. Всё это остаётся и им очень помогает, конечно, как-то ориентироваться. Сергей Алексеевич был оппонентом как раз учёных, которые утверждали, что человек с рождения не видит и не слышит. На самом деле в основной массе им всем до какого-то периода Господь давал эту информацию — до трёх, до пяти лет. И вот Сергей Алексеевич обличал нечистоту их экспериментов.
Т. Ларсен
— Говоря об эксперименте, вот меня очень заинтриговала, конечно, эта история про то, что взяли четверых детей и, в принципе, вырастили из них интеллектуалов. А есть ли сейчас подобные программы? Можно ли как-то восстановить эту систему? Кто-то может сейчас так заниматься с детьми?
Свящ. Лев Аршакян
— Это очень дорого. Такое мог себе позволить только Советский Союз. Знаете, брат моей жены работал директором кондитерской фабрики. Я сейчас объясню, с чем это связано. И когда всё рухнуло, его в администрации попросили сделать птичку советскую. Он пришёл через какое-то время и говорит: «Не могу, не получается. Раньше привозили ингредиенты бочками, а сейчас в спичечной коробке привозят химию», — и уже нет таких как бы возможностей восстановить то, что, допустим, мы ели в Советском Союзе. Вот точно так же — это же огромные затраты были. Каждому из них был представлен тьютор, переводчик. Сейчас это, может быть, и можно, конечно, но это очень дорогая история.
В. Рулинский
— Это «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы говорим сегодня со священником Львом Аршакяном, создателем проекта «Дом слепоглухих» в Пучково. Если у вас есть желание поддержать проект, то это очень можно и нужно сделать. Есть замечательный сайт у проекта «Дом слепоглухих». Там можно сделать пожертвование любым удобным для вас способом: либо перевести пожертвование с банковской карточки, либо перевести СМС — это всё легко очень можно сделать. А ещё приглашаю всех подписываться на социальные сети «Дома слепоглухих». Очень талантливые люди их ведут, клипы делают замечательные, просто набирают там тысячи просто лайков, там десятки тысяч просмотров. И действительно немножко проникаешься в атмосферу дома и хочется действительно следить за всеми событиями «Дома слепоглухих». А ещё, по-моему, батюшка, у вас есть замечательная мастерская, где делают фантастические просто подарки. Расскажите тоже про этот проект.
Свящ. Лев Аршакян
— У нас сейчас пять направлений, у нас пять мастерских: керамическая, творческая, лозоплетение, вязание и гуманитарные наборы для СВО — сухие души и сети, то есть всё делают очень талантливые ребята, действительно всё делается от души.
В. Рулинский
— А лозоплетение — это что?
Свящ. Лев Аршакян
— Это корзины из лозы и всякие ёмкости для чего угодно.
Т. Ларсен
— То есть они не просто живут и чем-то занимаются, но, в принципе этим можно деньги зарабатывать, то есть они работают?
Свящ. Лев Аршакян
— Они получают зарплату. У нас есть проект трудоустройства. Мы сейчас 113 человек трудоустроили по всей России. Удалось заключить договор с энергетической компанией МОЭК. И ребята трудоустраиваются, работают и получают зарплату. Мы благодарны, конечно МОЭК за такую помощь.
В. Рулинский
— Батюшка, когда вы только воцерковлялись, мне очень показался интересным ваш опыт, скажем так, перехода из жизни обычной, мирской к жизни с Богом, жизни в Церкви. Это действительно был такой неофитский пыл, что ли.
Т. Ларсен
— Горячий поиск.
В. Рулинский
— Да, и результат очень горячий тоже. Если можно, поделитесь вот этим ощущением — почему он был настолько горячим, насколько горячность долго продолжалась? Вы же в Тбилиси, я так понимаю, трудились какое-то время?
Т. Ларсен
— Я читала ваше интервью, и вы там так сказали: «Я однажды всё-таки понял, что смерти нет». Вот как это произошло?
Свящ. Лев Аршакян
— Это, вообще, история замечательная. Даже теперь мне кажется: было это со мной или не со мной? — но со мной, потому что она сильно запечатлелась. Это был начальный класс, может быть, третий или четвёртый — я этого точно не помню. Но я вдруг задумался о смерти почему-то, и так глубоко — я сейчас так не смогу. И так мне стало жутко страшно, что всё будет продолжаться и без меня. И я думаю: а зачем тогда идти в школу, если я умру? И я в этот день не пошёл в школу просто, потому что нет смысла идти в школу, если я умру.
В. Рулинский
— Это какой возраст?
Свящ. Лев Аршакян
— Третий класс.
Т. Ларсен
— Экзистенциальный вакуум открылся в третьем классе.
Свящ. Лев Аршакян
— А потом этот поиск — меня очень интересовал вопрос: а что же после смерти? В философии я этого не нашёл, философы на это не отвечают. И когда там уже всё это рухнуло, открылся занавес этот, вдруг появились НЛО — это меня очень заинтересовало. Я даже реально видел НЛО над Тбилиси. А потом я понял, что это бесовщина, слава Богу. Потому что, кто этого не понял, многие пострадали, конечно, так серьёзно. А потом мне подарили Библию, и всё началось.
Т. Ларсен
— А кто подарил?
Свящ. Лев Аршакян
— Я уже не помню, кто. Тогда сюда начали завозить всякие...
В. Рулинский
— Вы просто прочитали и поняли, или что?
Свящ. Лев Аршакян
— Вообще, вот такой первый шок, тоже такое проникновение — это была пятая глава Евангелия от Матфея. Первая глава, конечно, я думал: что это такое? Но думаю, нет, надо читать. А когда я прочитал пятую главу — я тогда был в Киеве, помню, — я позвонил своему крестнику в три часа ночи и сказал: «Слушай — я тебе буду читать!»
В. Рулинский
— А что больше всего поразило в пятой главе?
Свящ. Лев Аршакян
— А там о жертвенной любви, о том, что страсти пагубны, о том, что надо любить тех, кто ненавидит — зло побеждать добром, в общем. Я уж не помню точно, что, но она меня поразила так сильно, что я вот позвонил... И в этот период, может быть, несколько месяцев или даже год, про меня считали, что я просто сошёл с ума.
Т. Ларсен
— Семья, да?
Свящ. Лев Аршакян
— Ну, все, кто со мной общались.
В. Рулинский
— Такая перемена была, да?
Свящ. Лев Аршакян
— Ну, в три часа ночи позвонить и читать Евангелие.
В. Рулинский
— Наверное, на этом не закончились перемены?
Свящ. Лев Аршакян
— Нет, конечно, не закончились. Я потом стал как бы искать, я стал ходить во все храмы, благо, что это было в Тбилиси. Это я теперь понимаю — в это время там ходил преподобный Гавриил (Ургебадзе). Я его, конечно, не знал лично, но тогда этот дух там присутствовал. И всегда ощущалась теплота этого города. Я учился недалеко от храма Александра Невского. В то время там жили Глинские старцы: схиархимандрит отец Виталий (Сидоренко), Андроник, Лукаш — тогда там много было старцев, тогда присутствовали. Конечно, это всё, видимо, тоже как бы дало такой импульс серьёзный. Я тогда, конечно, всем подряд занимался, даже к гадалке ходил почему-то. А потом я эту гадалку послал на исповедь, говорю: «Слушай, ты что-то не то говоришь — иди на исповедь». (Смеются.) Там меня в первый раз накрыли в храме, где преподобному Гавриилу явился с Креста Христос, где его поразило это Распятие — за что Его распяли. Там первый раз отец Виталий, по-моему, накрыл меня. Я даже не понимал, я пришёл с ним поделиться тем, какой я гениальный, что я прочитал Евангелие, что всё знаю, что меня ничему учить не надо. Батюшка так на меня смотрел-смотрел, потом накрыл мне голову епитрахилью, перекрестил и сказал идти. И вот так всё началось, в общем-то. А потом поиск, а потом до сорока лет я искал — искал Христа. И нашёл в Пучково Его на проповеди отца Владислава Свешникова.
В. Рулинский
— А что это за проповедь, что особенно там там вас поразило?
Свящ. Лев Аршакян
— А это было вообще о жизни. Всё то, что было внутри — это не фактический материал, это какая-то концепция полностью богословия. То, что я понимал внутри, потому что я много читал философов — я искал ответы, но тогда не было духовной литературы. И отец Владислав тогда говорил что-то такое, что я понял, что вот моё место. И так я и остался в Пучково.
В. Рулинский
— Это очень важное ощущение, когда ты находишь именно — на земле есть то место, которое действительно для тебя, и ты для него.
Свящ. Лев Аршакян
— Да. Там же наша икона Пучковская — Казанская икона Божией Матери замечательная местночтимая. Это она наша хозяюшка, это она меня тогда направила на Святую землю. Это она благословила эти наши дома. Это всё как бы, конечно, великий Божий Промысл. А мы просто нерадивые исполнители.
В. Рулинский
— Здесь есть ещё одна неслучайная, мне кажется, случайность — хотел об этом спросить. Так получилось, что супруга Сергея Сироткина в обычной жизни носила имя Эльвира — Татьяна в крещении она была. И получилось, что ещё до воцерковления, я так понимаю, родилась у вас дочка, и назвали её Эльвира.
Свящ. Лев Аршакян
— Да, но это не было связано никак. Почему-то все думают, что это в честь моей дочки, но это совершенно не так.
В. Рулинский
— А потом фонд получился «Эльвира», с которого начиналось ваше дело. В честь супруги, наверное, да, Сергея Алексеевича?
Свящ. Лев Аршакян
— Да, в честь супруги Сергея Алексеевича. Ну, как она говорила, «не в честь меня». Эльвира — это значит «пламенная» такая. Перевод имени очень подходил под то дело, которое начали. С Эльвирой тоже было чудо — с Татьяной. Она ведь тоже была на перепутье, у неё папа был мусульманин, а мама русская. И она не знала, куда идти. Когда Сергей Алексеевич серьёзно заболел онкологией — мы тогда были Серёжа, Таня, Лёва — и его из больницы как бы выпустили умирать, то она говорила, что всю ночь молилась: «Господи, если Ты его вылечишь, я крещусь». Господь его вылечил, а она забыла про это. И через какое-то время взрывается у неё в руках чайник — лицо всё порезало осколками. И она вспомнила, что она обещала, и сразу крестилась, стала Татьяной, стала верным другом, женой, соратником. Такой тоже пламенный человек. Она же была там кандидат наук, членом Союза писателей, муж у неё вообще был номенклатурным работником, главным редактором газеты в какой-то республике — я уж не помню точно, но не важно. И она всё оставила, так получилось, и вот посвятила всю свою дальнейшую жизнь этому делу служения слепоглухим.
В. Рулинский
— Да, удивительная, конечно, история. Хочется, чтобы действительно таких примеров, когда человек приходит к Богу, становилось больше. И, конечно, слава Богу, что вы этим занимаетесь. Меня, конечно, при этом всё равно беспокоит вопрос: «Дом слепоглухих» — это замечательный такой проект, шестьсот человек у вас на попечении. Хорошо, что получилось с помощником президента пообщаться, создать фонд такой в стране, который занимается системно этой проблемой — помощью слепоглухим людям. Но при этом всё-таки вы рассказывали про опыт в Сарапуле того человека, к которому вы пришли.
Свящ. Лев Аршакян
— Сергей Ефросинин.
В. Рулинский
— Вы к нему пришли и смогли в депрессивном таком, сложном очень состоянии поддержать, найти для него возможность дальнейшей жизни, привезти его к себе. Но сколько таких людей, которые находятся вот в таком состоянии, и мы даже не можем представить, насколько им тяжело. И они даже этого света часто не видят, и не знают даже людей. Я не говорю даже здесь столько про веру, сколько просто свет человеческого тепла. В этом, конечно, вот прям немножко так страшно становится — это же тысячи.
Свящ. Лев Аршакян
— А сейчас, в связи с СВО, много ребят молодых теряют слух и зрение. Поэтому мы решили наше новое направление посвятить именно вот...
Т. Ларсен
— Это в результате контузий, да?
Свящ. Лев Аршакян
— Да, осколочные ранения, на минах подрываются — много всяких, к сожалению, возможностей у войны лишать слуха и зрения. Это наша тема, конечно. Я курирую ещё госпиталь в Вороново. Удивительно, что они все в духе — там я не видел уныния. Они там все верующие.
В. Рулинский
— Вот это да.
Т. Ларсен
— У меня вопрос: как становятся специалистами в вашем фонде, в доме? Я уверена, что кто-то из наших слушателей сейчас задаётся вопросом: а как я могу в этом поучаствовать? а как этому научиться? Ведь нужны же по-прежнему сопровождающие, теплокомментаторы и так далее.
Свящ. Лев Аршакян
— Это очень просто — приезжайте к нам в гости и мы вам всё расскажем, покажем. Это очень просто. Научиться дактилологии — на самом деле это полтора часа, если задаться целью, что я хочу научиться.
Т. Ларсен
— Правда, это так просто?
Свящ. Лев Аршакян
— Да, дактилология — это совершенно просто. Многие буквы мы все знаем. Буква «о» — «окей». Буква «г» — вот она...
Т. Ларсен
— Уголок.
Свящ. Лев Аршакян
— То есть там всё очень элементарно. Конечно, жест — это отдельная тема. Кстати, в мире слепоглухих она не так актуальна, как в мире неслышащих. А вот дактилология — они настолько, знаете, заводятся с пол-оборота. Ему стоит одну букву сказать, и он тебе сам всё рассказывает, то есть там такая радость. Поэтому, кто ищет радости и смысла... Помните Неделю о Страшном суде? — «Я был голоден, и вы не накормили Меня; Я был наг, и вы не одели Меня; Я был в больнице, и вы не посетили Меня, и в темнице». Вот слепоглухие настолько... в них всё как бы это имеется. Так важно увидеть их и услышать, не пройти мимо, накормить, одеть и согреть. Для них самое главное, знаете, тепло человеческое — вы правильно сказали. Вот просто взять за ручку, всё — это для них космос.
В. Рулинский
— Очень хочется, чтобы тепла было больше. И хочется предложить всем радиослушателям поддержать проект «Дом слепоглухих» в Пучково. Если даже вы ещё не созрели, чтобы стать специалистом в этой сфере или добровольцем, можно сделать пожертвование. «Дом слепоглухих» прекрасный сайт имеет: domsg.ru. И есть социальные сети у проекта. Но также можно отправить СМС на номер 3434, написать слово «вижу», поставить пробел и сумму. Например: «вижу» 300. Отец Лев, спасибо большое, что сегодня немножко рассказали, приоткрыли вот эту завесу над миром, который практически мало кто видит и знает. И такое чувство, что действительно у вас там происходят удивительные события, действительно ангелы там соприсутствуют. Слава Богу, что вы этим занимаетесь. Я думаю, что это благодатное такое служение. Хочется, чтобы ещё больше людей в это вовлекалось, чувствовало вот эту теплоту. Спасибо большое.
Т. Ларсен
— Спасибо.
Свящ. Лев Аршакян
— Спасибо большое.
В. Рулинский
— Священник Лев Аршакян, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково, создатель проекта «Дом слепоглухих» в Пучково, сегодня в «Делателях». По-прежнему ведущий Василий Рулинский.
Т. Ларсен
— И я — Тутта Ларсен. Всего доброго.
В. Рулинский
— До свидания.
Свящ. Лев Аршакян
— До свидания.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 5. Богослужебные чтения

Тот, кто бывал в храме на вечернем богослужении, сразу же узнает этот псалом — 5-й псалом Давида. Он буквально «застревает в мозге» — и это — неспроста. Давайте послушаем — и потом поразмышляем о словах этого псалма.
Псалом 5.
1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоём.
9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
Только что прозвучавший псалом каждый раз читается в самом конце вечернего богослужения, на 1-м часе. С точки зрения богослужебного ритма, уже брезжит рассвет нового дня — и неудивительно, что 5-й псалом — именно об этом!
Для сурового скептика такой подход Церкви может показаться... мягко говоря, странным: ещё только поздний вечер — а вы уже «утреннюете»! Однако здесь есть свой глубокий смысл.
О чём прежде всего поёт в своём псалме Давид? Он предвкушает, как войдёт в храм Божий, принесёт с первыми лучами солнца свою жертву — причём контекст этой жертвы — негативный: вокруг — враги, злопыхатели, жаждущие увидеть погибель Давида; рядом с ним буквально клубится злоба и ненависть. Её так много, что для самих носителей вражды участь Давида кажется совершенно предрешённой: ничто не сможет их остановить, никакие — даже небесные силы! — не могут оказаться сильнее исполнения уже вынесенного человеческим судом осуждения Давида. И сам Давид это прекрасно понимает: только Бог, Он Один, может перевернуть ситуацию самым решительным образом! Вот почему и мысли его — даже среди глубокой ночи — уже о рассвете, о молитве, о жертве — одним словом, обо всём том, что снова и снова подтверждает близость Бога к Давиду. И завершают эту молитву слова псалмопевца о «венчании» праведника божественным благословением, как непреодолимым щитом, — для которого никакая злоба врагов уже не опасна!
Вот какой посыл предлагает Церковь нам перед тем, как мы выйдем из храмового пространства в «мир сей»: не пугаться его греховности и порочности, не впадать в ужас и ступор перед лицом агрессии греха и неприятия нас, христиан. Это всё — всего лишь ночь, которая должна быть: но чем она глубже, тем ярче воссияет утренний луч солнца Божественной правды — воссияет неизбежно, не потому, что мы такие замечательные, а только потому, что Бог — хороший!..
Псалом 5. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 5. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 5. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Господи! рано услышь голос мой,- рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10 Ибо нет в устах их истины: сердце их - пагуба, гортань их - открытый гроб, языком своим льстят.
11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
«Частичка любви»

Фото: Phill Dane / Unsplash
Гуляла как-то утром с собакой и обнаружила камень. Гладкий, горчичного цвета с белой полоской посередине. Вот это находка! Моя дочь Света как раз коллекционирует камни. Но не просто собирает, а рисует на них. Каждый камушек в её руках будто оживает. Например, из гальки она сделала милого медвежонка, а ещё смешную лягушку и какое-то забавное существо с высунутым языком. В общем, нет предела фантазии подростка, который учится в художественной школе.
Дочке 15, и она хочет стать скульптором. Все в семье знают, что порадовать этого творческого человека просто. Вот и в этот раз реакция дочери на камень, когда я принесла его домой, была такая, будто ей подарили целый вагон мороженого.
— Света, ты — удивительный ребёнок. — говорю ей я. — Так радоваться обычному камню...
— Мама, он совсем необычный! — опровергает моё утверждение дочь, внимательно рассматривая новый экспонат.
— Мне, конечно, приятно, но объясни, пожалуйста, что в нём необычного?
— Ну как же? Во-первых, он отличался от других, раз ты его заметила. Во-вторых, я могу превратить его в жука-скарабея — полоска как раз будет разделять надкрылья. Ну, а в-третьих... — сказала Света и задумалась.
— Что? Что, в-третьих? — нетерпеливо спросила я.
— Мама, ты ведь подумала обо мне, когда его увидела. О том, что меня он порадует, а значит в нём уже есть частичка любви...
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе