Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 34-35
Книга Притчей Соломоновых, Глава 4, стихи 1-22

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что современный человек готов заплатить большую цену за безопасность. Мы в той или иной мере готовы отказываться от конфиденциальности и свободы, только бы нам была гарантирована спокойная жизнь. Впрочем, в подобном подходе нет ничего нового. Разве верующий человек, который отказывается от грехов, делает это не для того, чтобы Бог обезопасил его жизнь и обеспечил его безбедное существование? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й и 4-й глав книги Притчей Соломоновых, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
01 Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
02 потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
03 Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
04 и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.
05 Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
06 Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
07 Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
08 Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
09 возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
10 Слушай, сын мой, и прими слова мои,- и умножатся тебе лета жизни.
11 Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
12 Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.
13 Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно - жизнь твоя.
14 Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
15 оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
16 потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
17 ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
18 Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.
19 Путь же беззаконных - как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
20 Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;
21 да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
22 потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.
Бытовое отношение к религии довольно часто называют потребительским, что, конечно, не случайно. Ведь обращаясь к Богу и стараясь соблюдать заповеди, люди часто надеются не только на спасение в будущем, но и на спокойную добрую жизнь здесь и сейчас. И хотя из Священного Писания мы знаем, что страдающий меньше грешит, знаем, что мир во зле лежит... Мы всё равно желаем себе и близким блага и в своих молитвах просим здоровья больным, освобождения плененным, благословения тем, кто в пути. Да и не только мы. Разве не хотел того же самого Соломон, текст которого мы сегодня читали? Например, он пишет о мудрости: «Не оставляй её, и она будет охранять тебя; люби её, и она будет оберегать тебя...» и чуть дальше «Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней». Что здесь является причиной, а что следствием? Он любит премудрость и в качестве результата получает славу и защиту, и всё остальное, о чём говорит... или саму премудрость любит ради благой и счастливой жизни?
Первое, что важно сказать: премудрость и жизненные блага не противоречат друг другу. Здесь важно не выбрать одно, обязательно пренебрегая другим, важно правильно определить приоритеты. И здесь всё же Соломон говорит совершенно определённо: главное — мудрость. Не покой, не богатство, не земные блага... Они могут прийти с мудростью, но не они являются целью. Мудрая жизнь делает человека праведником, позволяет ему обрести путь, на котором он избегает злых поступков и творит добрые. Жизнь его светлеет день ото дня и, благодаря мудрости, он видит всё происходящее, как днём, безошибочно отсеивая зло и принимая благо. Напротив, путь грешников — тьма, так как они не понимают, что добро и что зло, что их спасёт и что погубит.
Итак, мы, как люди верующие, приходим к Богу и нередко ждём от Него очень простых и понятных вещей. Плохо ли это само по себе? Думаю, нет. Плохо, если мы только ради этого и приходим. Ведь в таком случае, не получив ожидаемого, легко развернёмся и уйдём. Но если мы ищем мудрости, нам открывается Божий замысел, и мы учимся доверять Ему во всём.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов