Книга Бытия, Глава 3, стихи 21-24, Глава 4, стихи 1-7. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Книга Бытия, Глава 3, стихи 21-24

Книга Бытия, Глава 4, стихи 1-7

Быт. III, 21 - IV, 7 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Можно ли побороть охватившую тебя страсть и какие способы для этого существуют в христианской традиции? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й и 4-й глав книги Бытия, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 3.

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Глава 4.

01 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

02 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

03 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

04 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

05 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

06 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

07 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

История, которую мы только что услышали, произошла сразу после грехопадения Адама и Евы. Мы узнаём, что Бог одевает людей в одежды кожаные. Как можно понимать эти слова? Кто-то их христианских толкователей предлагает понимать это буквально. Адам и Ева впервые в своей жизни оказались во враждебном мире. Они не знают, как им здесь выживать. А потому Бог собственноручно заботится о них. Он показывает людям, как они могут выжить в этих диких условиях. Кроме того, Господь даёт людям понять то, что такое смерть. Ведь чтобы сделать одежду из шкуры животного, его необходимо сначала умертвить. Из этого Адам и Ева узнают наглядно, какая участь в итоге ожидает их.

Однако есть ещё одна традиция толкования. Выражение «одежды кожаные» можно понимать не в буквальном, а скорее как фразеологический оборот. После грехопадения человеческая природа подверглась качественным изменениям. Адама и Еву поразила болезнь. Они стали смертны, в них начали действовать греховные страсти, их тела начали испытывать на себе разрушительное воздействие окружающей среды. Смертность, тленность, страстность — согласно христианскому богословию, это три главных следствия грехопадения, которые каждый из нас со времён прародителей может наблюдать в себе. Вот это и есть те кожаные одежды, в которые оделись первые люди. На языке Священного Писания это нередко называется словом «плоть». Это падший образ бытия. Склонность ко греху, которая передаётся по наследству.

И эпизод о Каине и Авеле — яркий тому пример. Каин мучается от зависти по отношению к своему брату. Бог принял жертву Авеля, но отверг его жертву. Древние предания говорят, что Каина раздирает не только эта страсть. Он чувствовал себя опозоренным перед родителями и своими сёстрами, которые были свидетелями его неудачи. О том, как сильны были его мучения, свидетельствует выражение «Каин сильно огорчился, и поникло лицо его». К чему это привело, мы знаем. Каин убивает Авеля. Вот и три последствия греха. Каин мучается от страсти, он наносит физический вред брату, тело которого не выдерживает ран и умирает. Тленность, смертность, страстность.

Однако в этом же отрывке есть и лучик надежды для всех нас. Бог видит, как страсти мучают Каина и говорит ему: грех «влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». То есть состояние человека не безнадёжно. Оказывается, можно господствовать над раздирающими тебя греховными страстями. Как дрессировщик укрощает дикого зверя, так и Каин имел силы смирить бушующие страсти. И Бог даже подсказывает ему как именно: «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит». Доброделание — вот один из старых как мир, но на удивление действенных способов противостоять греху. Не случайно отцы Церкви учат: если тебя одолевает какая-то страсть, необходимо совершать противоположное ей действие.

А потому всё, что нам требуется, — быть внимательными к себе и постоянно наблюдать за тем, что происходит у нас в душе. Отслеживать те мысли и чувства, которые её посещают и при первых признаках страстной одержимости усиленно действовать вопреки ей. А для этого необходимо приучать себя на ежедневной основе исполнять евангельские заповеди. Если до прихода в мир Спасителя у людей была возможность противостоять греху, то что говорить о нас, людях, которые живут в новозаветные времена и могут рассчитывать на благодатную поддержку Христа Спасителя.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!