
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Многие из нас слышали, а многие узнали на практике, что взаимоотношения жениха и невесты отличаются от взаимоотношений мужа и жены. Часто бывает, что до брака люди внимательны, стараются спрятать черты характера, которые могут не понравиться другому, а потом расслабляются и ведут себя, как хотят, забывая, что брак, как и любые христианские отношения, предполагает постоянный труд. Отношения человека и Бога нередко проходят такие же стадии, неслучайно в Библии они часто сравниваются с брачными. Но можно ли в отношениях с Богом расслабиться? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в 98-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 98.
1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на херувимах: да трясётся земля!
2 Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами.
3 Да славят великое и страшное имя Твоё: свято оно!
4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове.
5 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!
6 Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.
7 В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им.
8 Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их.
9 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш.
В жизни есть вещи, которые можно сделать впрок, — например купить много разных товаров и припасов, а есть те, что впрок не сделаешь, например не надышишься. Обычно, конечно, всё немного сложнее: например, недавно доказали, что можно впрок выспаться, перед дальней дорогой люди стараются подкрепиться впрок, но всё же, всё это ненадолго. Большая часть того, что требуется нашему организму, предполагает некоторое постоянство. И это так не только в физическом смысле, тоже самое можно сказать о сфере эмоциональной и духовной. Человек на самых разных планах своего существования призван всё время заново и заново осуществлять себя, будто бы подтверждая свою человечность. Может показаться, что на физическом уровне сделать это проще, ведь как будто бы организм подсказывает тебе, что именно ему нужно, в то время как с душой сложнее, но на самом деле на всех уровнях, просто в более или менее явной форме, нам приходится бороться с деградацией и ленью. Конечно, по необходимости, мы отдыхаем, но в то же время наше сердце, как и лёгкие, не отдыхают никогда. Даже очень устав, мы не можем сказать им: «расслабьтесь, ребята, отдохните», потому что это будет означать конец нашей жизни. В духовной сфере есть нечто подобное. Из Священного Писания мы знаем, что человек был сотворён существом творческим. Сотворив его, Бог дал ему множество путей самореализации: рожать и воспитывать детей, обладать землёй, возделывая и сохраняя её. Нельзя было только одного: отвращаться от Бога, потому что Он, как Творец, был источником жизни. Но люди, как известно, решили жить по-своему.
Псалом, который мы сегодня услышали, возвеличивает Господа как Царя мира. Все люди, а не только иудеи, призваны славить Его Святое Имя, подножие Его ног и в конце концов Его Самого. На языке Библии для человека прославить — значит вновь вернуться к Нему и посчитать Его самым значимым в своей жизни, отказавшись от собственных притязаний на главенство. В качестве примеров правильной жизни псалмопевец приводит Моисея, Аарона и Самуила — людей, которые взывали к Богу, и Он не только слышал их, но и был для них Богом прощающим. Однако тут же Давид говорит, что Господь наказывал их за их проступки. Казалось бы, они были своими людьми Богу, неужели Он не мог дать иногда расслабиться и погрешить... Но с точки зрения Бога, грех — это не вариант отдыха, это то, что в большей или меньшей степени уводит от жизни, это болезнь духа, приводящая к смерти. Как когда-то в раю, Бог и сегодня даёт верующим самые разные пути для развития и самореализации, Он противится только одному — нелюбви, Он не хочет, чтобы мы грешили.
Псалом 98. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 98. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема