Книга Притчей Соломоновых, Глава 2, стихи 1-22

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нам — священнослужителям — довольно часто доводиться ощущать собственное бессилие. К примеру, тогда, когда мы сталкиваемся с крайне непростыми ситуациями в жизни прихожан, и здесь речь не идёт, скажем, о болезнях, нет, речь об их взаимоотношениях с противоположным полом и о тех невообразимых противоречиях, в которых люди иногда оказываются. Чтобы не попадать в непростые ситуации такого рода, нам стоит быть внимательными к рекомендациям Священного Писания, в частности, к звучащему сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения отрывку из 2-й главы книги Притчей Соломона.
Как мы видим, уже во второй главе книги Притчей её автор, сказав о базовых принципах нравственности и об основе мудрости, переходит к теме, которая многим нашим современникам кажется несущественной, — он предостерегает от любовных приключений с «женой другого».
С одной стороны, такое предостережение выглядит избыточным, ведь закон Моисея в высшей степени строго карал супружескую неверность. С другой же, практика показала, что страх наказания не всегда способен остановить человека, и люди как согрешали, так и продолжают согрешать. Конечно, мы понимаем, что каждая ситуация уникальна, но есть общий принцип, нарушение которого ведёт, по слову книги Притчей, к смерти. Да, здесь под смертью не стоит понимать физическую кончину жизни, мысль книги Притчей состоит вовсе не в том, что покусившийся на чужую жену тут же упадёт замертво, нет, здесь слово «смерть» объемлет собой все те сложности, которые неизбежно последуют за этим грехом. Собственно, всё многообразие неразрешимых проблем в личной жизни, с которыми доводится сталкиваться людям очень часто имеют своим основанием супружескую неверность.
Об этом стоит помнить. Нам вообще не стоит забывать, что путь жизни требует от человека усилий, тогда как противоположный путь удобен, заманчив и приятен. Однако его удобство иллюзорно, его привлекательность обманчива, а за его приятностью прячутся невообразимые страдания. Собственно, есть понятная аналогия: наше тело стремится к состоянию покоя, но если мы поддадимся и станем лежать больше, чем того требует разумное отношение к телу, то через какое-то время тело начнёт уверенно приближаться к тлению. Подобное и с самой жизнью: жизнь требует усилий — физических, интеллектуальных и нравственных. А иного пути жизни попросту не существует.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов