Книга пророка Захарии, Глава 8, стихи 19-23

Чтения, которые звучат в православных храмах на Сырной седмице, то есть на протяжении той недели, которую мы обычно называем Масленица, всячески готовят нас к Великому посту. Тот отрывок из 8-й главы книги пророка Захарии, который читается сегодня за богослужением, в очередной раз напоминает нам о том, на что в первую очередь нам необходимо обратить своё внимание. Давайте послушаем.
Величайшая трагедия в истории еврейского народа — нашествие армии Навуходоносора. Иерусалим был осаждён, а потом разрушен, люди частично убиты, частично уведены на чужбину, храм сожжён. В память об этих скорбных событиях в Вавилонском плену было установлено четыре однодневных поста. Это были дни скорби и траура по утерянной родине и погибшим близким.
После того как евреи вернулись из плена, они начали спрашивать священников и пророков: нужно ли им держать эти посты. Какой в них смысл? Ведь они установлены в память о народных бедствиях. А теперь Иерусалим и храм восстановлены. Захария отвечает, что теперь эти дни — дни благодарности. А потому и посты должны проводиться не в печали, а в радости и веселии. По-праздничному. Но при соблюдении важного условия. «Любите истину и мир», — поясняет пророк. Эта краткая фраза исчерпывающе определяет смысловое содержание поста.
Для любого из нас естественно хотеть быть лучше, чем мы есть на самом деле. И, безусловно, в этом нет ничего плохого. В конце концов, именно это побуждает нас работать над собой. Проблемы начинаются в том случае, когда мы перестаём видеть свои недостатки. Это происходит по разным причинам. Возможно, нам просто лень работать над собой. И мы начинаем оправдывать свои дефекты. Возможно, просто замылился глаз, и мы в упор себя не видим. И наше сознание рисует нам в целом положительный образ самих себя. Оно преувеличивает достоинства и делает недостатки не такими критичными.
Вот здесь и приходит на помощь пост. Воздержание вскрывает наши душевные болезни. Как говорится, там, где тонко, там и рвётся. Те душевные раны, на которые я не обращал внимания, начинают зудеть. Лезет раздражительность, вредность, злость, неприязнь, зависть. Всё то, что раньше я заедал, запивал, забалтывал сплетнями, засматривал сериалами, забивал различными эмоциями. Всё это выходит наружу. Наша задача заметить это и признаться себе, что это есть. Это и означает фраза пророка «любить истину». Честно признаваться себе, кто ты такой, каков ты на самом деле.
И второй совет Захарии — любите мир. Другими словами, чтобы вся эта душевная скверна не начала вывалиться на головы окружающих, сосредоточьтесь на доброделании. Как советуют христианские аскеты, совершайте добродетели, которые противоположны греховным движениям души. Если раздражаешься, понудь себя промолчать. Злишься — улыбнись. Хочешь ударить — обними. Хочешь украсть — отдай своё. Мучает обида — помоги обидчику. Терзает ревность — помолись за человека, попроси для него счастья. Здесь каждый исходит из своей ситуации. Из своих возможностей. Но цель одна — мир в самом себе, с людьми, с Богом.
Эти две рекомендации: призыв к безжалостной честности и понуждение себя к деятельной любви, крепко связаны. Одно без другого немыслимо. Если будем просто воздерживаться, это уже не плохо. Но если хотим что-то сделать со своим эгоизмом и идти за Христом, необходимо совершать работу по отношению к людям. Совершать по отношению к ним поступки, которые мы раньше не совершали. Именно в ответ на такой пост Господь даёт Свой Дух. Именно такой пост, как говорит Захария, наполняет нас «радостью и весёлым торжеством». Наша религиозная жизнь становится привлекательной для окружающих. Они начинают задавать вопросы, что мы сделали, чтобы приобрести такое состояние. Как говорит сегодня пророк, «тогда люди возьмутся за наши полы и будут говорить: мы пойдём с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов