Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 43-72
Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 1

Наверное, вам приходилось встречать на улице людей, одетых в покрытую шипами и другими агрессивными элементами одежду — всем своим видом как бы заявляющих: нечего глазеть, проходите мимо!
Отрывок из 14-й и 15-й глав Евангелия от Марка поможет нам лучше понять психологические причины такой вызывающей одежды. Давайте послушаем.
01 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
Давайте сфокусируемся на эпизоде ареста Иисуса — когда к Нему, безоружному, приходят с «ножами и кольями», словно бы Он представлял собой огромную опасность. И, как мы видим дальше, Иисус не только не пытается оказать хотя бы малейшее сопротивление — но категорически запрещает Своим ученикам даже думать об этом!
Так зачем же нужны были эти «мечи» и «колья» пришедшим арестовать Христа? Я думаю, причина была в глубоко потаённом, но вытесненном, непозволенном проявиться, ощущении недолжного — того, что и арест был беззаконным, да и Сам Иисус не представлял никакой угрозы для общества. Подросток, когда его родитель указывает на неправильность, греховность поведения, старается «ощериться», ощетиниться, «выпустить шипы» в виде сквернословия, обесценивания или какого-то иного вида внешней агрессии. Он так делает, потому что, с одной стороны, понимает правильность претензий — но с другой — совершенно не готов их принять, смириться и изменить свой образ жизни. Эта глубинная двойственность изнутри разрывает душу — и чтобы хоть как-то заглушить этот внутренний крик, необходима внешняя, нарочитая декларация своей силы, мощи, «самовластия» или даже безрассудства.
Именно об этом — и упомянутая ранее одежда с шипами и прочими атрибутами агрессии. Она вовсе не о том, что её носитель — «само воплощение зла», «Адово детище», напротив: эта одежда кричит о том, что внутри — неразрешённый конфликт с самим собой, внутри — боль неразродившегося сожаления, а, может, и покаяния, внутри — скукожившаяся, страдающая от себя же самой душа — которой невыносимо страшно и стыдно признаться в своём же непотребстве.
Главный урок, который мы должны вынести из сегодняшнего чтения — научиться реагировать на агрессию других не «симметрично», не злобой и неприятием — а как Сам Иисус: с искренним и ироничным сожалением...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов