Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 22-40

Человечество на протяжении веков ищет лекарство от смерти. Напрасно. Сразу по двум причинам. Во-первых, смерть победить не удастся. А во-вторых, собственно, и незачем. Бесконечная жизнь, даже освобождённая от болезней, всё равно принесёт исключительно страдания. Об этом всякий раз думаешь, когда в день Сретения Господня слышишь на богослужении отрывок из 2-й главы Евангелия от Луки. Давайте вникнем в этот текст.
У прозвучавшего повествования сразу несколько основных героев. Это, конечно же, Богомладенец Иисус, Его Пречистая Матерь и старец Симеон. Давайте на личности последнего ненадолго остановимся. Согласно преданию, Симеон входил в число переводчиков, которым было поручено переложить еврейский текст Ветхого Завета на греческий язык. Молодому на тот момент Симеону досталась книга пророка Исайи, где говорится, что Дева зачнёт без мужского участия Спасителя и родит Его, оставшись чистой. Переводчик не поверил словам Писания и решил заменить слово «Дева» на выражение «молодая женщина», но был остановлен ангелом, сказавшим, что Симеон своими глазами увидит, как сбудется пророчество, в которое он не поверил.
Так, собственно, и произошло. Симеон прожил долгую жизнь. Не стоит думать, что она приносила старцу исключительно радость. Он переживал болезни, утрату друзей и близких. Гнёт прожитых лет давил на плечи праведника, ждавшего и когда исполнятся слова Исайи, и когда завершится его, Симеона, жизненный путь. И вот, наконец, старец под действием Духа Божия приходит в Иерусалимский храм и встречает там Деву Марию с Богомладенцем на руках. Происходит Сретение — то есть встреча: Симеона и Христа, а в их лицах и двух эпох. Ветхого и Нового заветов.
И что же мы видим? Исключительно взаимное доверие и огромную благодарность. Симеон, измученный невзгодами земной жизни, её болезнями и скорбями, видит во Христе исполнение цели своего бытия. В Спасителе старец находит также светлую надежду на то, что в этот мир возвращается благодать Божия. Этот мир будет наконец-то освящён и исцелён. Младенец Христос с доверием принимает объятия и благословение Симеона. Спаситель не отвергает Ветхий Завет, но как будто наполняет его жизнью, в лице Симеона благодарит за все дары и подвиги ветхозаветных праведников.
И в данном отношении мы можем делать не только богословские, но и нравственные выводы. Например, по поводу того, как должны выглядеть отношения между поколениями. Господь призывает нас к взаимному уважению и доверию. Старшее поколение, несомненно обладающее опытом жизни, должно им делиться, но его не навязывать. И, конечно, помнить, что рано или поздно придётся уйти. А потому имеющееся время стоит посвятить не тому, чтобы отталкивать, не пускать и не отпускать, а тому, чтобы учить, помогать, благословлять. От молодого поколения Господь ждёт уважения, вдохновения, нового видения и благодарности, но никак не презрения. Реализацию мечты о постройке нового мира не стоит начинать с разрушения мира старого. Хотя бы из уважения к его строителям. Пусть же в день Сретения Господь даст нам почувствовать настоящую мудрость, которая благословляет жизнь и не боится смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов