
Апостол Пётр
2 Пет., 66 зач., I, 20 - II, 9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция настаивает на том, что Священное Писание — это не только человеческое произведение. Это собрание книг, которые написаны в соавторстве Бога и человека. А потому тем, кто хочет понять смысл священных текстов, необходимо следовать определённым правилам. Об одном из самых важных из них нам говорит тот отрывок из 1-й и 2-й глав 2-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
Глава 2.
1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил
8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания
Как появились на свет библейские книги? Технически точно так, как и любые другие литературные произведения. Если говорить об этом, используя привычные нам образы, автор Священного Писания брал бумагу, брал ручку, садился и писал текст. Однако в отличии от простых писателей пророка вдохновляет непосредственно Сам Бог. Дух Божий побуждал Своего избранника на создание священного текста, и Он же направлял его во время работы. Поэтому и говорит сегодня апостол Пётр, что пророчества «изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Это вера Церкви.
Эта вера намекает нам и на то, где находится ключ к правильному пониманию священных текстов. Их подлинный смысл откроется тому читателю, которого вдохновляет тот же Дух, что вдохновлял их авторов. Только в том Духе, в котором текст написан, он может быть верно прочитан. Поэтому и говорит апостол Пётр, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою».
Как нам, простым людям, приобрести это возвышенное состояние? Ведь святых один на миллион, а может и ещё меньше. Неужели простой верующий человек обречён на то, чтобы постоянно обращаться к каким-то посредникам, которые разъяснили бы ему смысл Библии? Неужели самому докопаться до истины нет никакой возможности?
Обращаться к духовным авторитетам, безусловно, необходимо. Это нормальная практика Церкви. Если что-то непонятно в священном тексте, рекомендуется либо найти ответ в толкованиях святых отцов, либо спросить у знатока этой традиции.
Однако при этом необходимо помнить, что какой-бы уважаемый ни был авторитет, он задаёт лишь общее направление мысли. Священное Писание — это книга, которая адресована каждому лично. И каждый может самостоятельно извлечь из неё послание применительно к своей ситуации. Единственное, что от нас требуется, — непрестанно искать ответы и усердно развивать в себе духовную интуицию.
И делается это лишь одним способом. Мы всю свою жизнь стараемся подчинить поиску и исполнению воли Творца. А именно, на ежедневной основе понуждаем себя применять на практике те заповеди, которые Христос дал нам в Своём Евангелии. Такая работа, вместе с участием в таинствах Церкви, и привлекает в нашу жизнь Духа Божия. И тогда каждый в свою меру получает пророческий дар, дар духовного рассуждения. Источник смысла открывается внутри нас самих. Его хватает и для того, чтобы я мог понять трудные места священного теста, и для того, чтобы я мог понять, как мне справиться с другими жизненными сложностями.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера и дело». Владимир Миков

Гостем рубрики «Вера и дело» был предприниматель, эксперт по корпоративной культуре, обучению и развитию персонала Владимир Миков.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и как это отразилось на его работе, о том, насколько возможно строить отношения в организации, основываясь на христианских ценностях, а также об участии нашего гостя возрождении традиции строительства обыденных храмов, то есть построенных за один день.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело
Свято-Елисаветинский женский монастырь на Калининградской земле
В программе рассказывается о монастыре, который находится на самых западных рубежах России. Эта обитель была построена неподалёку от города Черняховска с нуля, трудами и молитвами настоятельницы обители Игумении Елисаветы (Кольцовой), сестер и их единомышленников. В монастыре построено 3 храма, в которых созданы уникальные интерьеры, например, здесь созданы иконы из янтаря и иконостасы из карельской берёзы. Есть в обители и свой чудотворный образ Божией Матери Приезерная «Яко мы с Тобою». В монастыре есть прекрасный музей, посвящённый покровительнице обители Святой Преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне и Царственным Страстотерпцам, а также, художественная галерея, где выставлены картины Матушки Игумении Елисаветы, настоятельницы монастыря, и её книги. Есть в обители и святые источники, и необыкновенный парк птиц.


Свято-Елисаветинский женский монастырь

женского монастыря








с сестрами монастыря

Игуменья Елисавета Кольцова

Игуменьи Елисаветы Кольцовой



Фотографии предоставлены Свято-Елисаветинским женским монастырём.
Все выпуски программы Места и люди
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!