Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 2-8. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 2-8

Лк., 88 зач., XVIII, 2-8 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Ни для кого не секрет, что в нашем мире много зла. Много и тех людей, которые сочли для себя излишними какие бы то ни было нравственные принципы. В таком положении дел нет ничего нового, подобное было и во времена земной жизни Христа. Интересно, что в некоторых случаях Спаситель использовал образы таких людей ради объяснения отношения Бога к человеку. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 18-й главы Евангелия от Луки. Этот отрывок как раз из числа тех, в которых безнравственный герой Христовой притчи принёс пользу всему человечеству.

Глава 18.

02 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

03 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

04 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

05 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

06 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

07 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

08 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Только что прозвучавшую притчу Христос начал так, как принято начинать пьесы: Он кратко и ёмко охарактеризовал действующих лиц притчи — судью и вдову. Судья был тем, кто жил вне общепринятых нравственных норм — он не почитал Бога, мнение людей его тоже не интересовало. Ну а про вдову сказано лишь то, что она вдова, и слушателям Спасителя этого было вполне достаточно, ведь в ту эпоху вдовы очень часто оказывались в нищете, и не было никаких социальных институтов, которые могли бы их защитить. Был лишь закон Божий, но этот закон затрагивает совесть, с совестью же судья сумел договориться.

Далее Спаситель описал легко представимую ситуацию: вдова взывала к судье с просьбой о защите, но он никак не реагировал. В конечном же итоге вдова сумела получить своё, и произошло это благодаря неотступности её просьб. Получается, что даже такой безнравственный и беспринципный человек, как герой сегодняшней притчи, может при определённых условиях сделать добро.

Вывод предсказуем: Бог не таков, Бог всегда нас слышит и придёт на защиту, хотя и не всегда Его реакция бывает мгновенной.

Этот вывод Христовой притчи легко подвергнуть сомнению, ведь у каждого из нас есть примеры того, как Бог оставлял молитвы без ответа, а обидимых без защиты. Помимо личных историй, у нас есть и то, что известно всем, к примеру, гитлеровские лагеря смерти, в которых погибло немалое число верующих во Христа и со всем усердием взывающих к Нему людей. Как быть со всем этим? И как соотнести молчание и бездействие Бога с тем образом, который Спаситель создал в только что услышанной нами притче?

Ответ на эти и схожие с ними вопросы дал Сам Христос в Своей Гефсиманской молитве, и Его ответ звучит так: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). На примере Спасителя мы видим, что первейшая цель любой молитвы состоит в том, чтобы с её помощью суметь принять волю Божию о себе. А ещё Господь показал нам, что в конечном итоге победа будет за Богом и за теми, у кого хватило веры, мужества и терпения, чтобы не изменить Ему в сложных жизненных ситуациях.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!