![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2020/02/Saint_Peter_by_Lomonosov.jpg)
Апостол Пётр
2 Пет., 64 зач., I, 1-10.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кто из нас не слышал выражения «Бог в душе». Обычно церковными людьми оно воспринимается как отговорка и признак духовной лени, а нецерковными, наоборот, как признак неформальной личной веры. Очевидно, вера — явление, во-первых, духовное, а, во-вторых, действительно личное. Но означает ли это, что она не должна никак выражаться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы Второго соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь
Первое и самое важное, что стоит уточнять, когда речь идёт о вере в душе, есть ли в ней хоть какая-то конкретика. Если есть, её можно обсуждать, если же нет, то и говорить всерьёз не о чем. Ведь не будем же мы воспринимать всерьёз утверждение человека, который говорит, что любит поэзию, если он не может назвать ни одного поэта и не помнит наизусть ни одного стихотворения. В душе можно быть музыкантом, художником, кем угодно, но никто в здравом уме не будет утверждать, что он таков, если он не умеет играть ни на одном инструменте и ни разу в жизни не написал ни одной картины. Душа самым непосредственным образом связана с телом, и, если в душе человека живёт любовь или, напротив, ненависть, это будет заметно по его поведению. То же самое можно сказать о вере. Сегодня в России на законодательном уровне утверждается свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никой. Поэтому в самой по себе так называемой «вере в душе» нет проблем. Они начинаются там, где человек утверждает, что он христианин, но верит во Христа в душе, никак не проявляя этой веры на практике. Кажется, что и для этого нет никаких формальных препятствий, но всё же, если быть честным, какое-то из этих двух утверждений оказывается ложным. Хотя бы потому, что сама суть христианства заключается в том, что вера должна преобразить жизнь.
Так прозвучавший сегодня отрывок из послания апостола Петра начинается с предложения, в котором трижды упомянут Иисус Христос. Приветствие, которое Пётр обращает к читателям, не оставляет сомнений в том, кого апостол ставит в центр своего благовестия. Причём благовестия в плане вероучения не размытого, а очень конкретного. При этом уже второе предложение содержит именно практический призыв: он говорит — раз от Божественной силы Иисуса вам дано всё необходимое для благочестивой жизни, так что вы стали причастниками Божественного естества, постарайтесь показать в вашей вере добродетель. И речь не просто о необходимости творить добрые дела, но сохранять также нравственную чистоту, которая, постепенно развиваясь, воплощается в деятельной любви.
Если же этого не происходит, человек, по мысли апостола Петра, слеп и закрыл глаза, ведь действительная вера во Христа не может быть сокрыта от других. Наверное, не всегда она может проявляться в плане проповеди или явных разговоров, ведь человек может не чувствовать в себе сил говорить о своей вере подробно. Но в плане практической жизни проявление веры важно для каждого, ведь дела, в свою очередь, ведут к ещё более глубокому познанию Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Правда ли, что слово НОВЫЙ очень старое?
![Иллюстрация к выпуску программы «Сила слова»](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/09/TB-TB-1280TE720-10.jpg)
Когда мы говорим: «Новый год», мы имеем в виду и праздник, и начало следующего периода нашей жизни, и старт календарного года. Откуда же взялось слово «новый»?
Это древнее прилагательное, корень его известен с давних времён. В греческом «неос», в латинском — «новус», в древнеиндийском языке «навас».
Тот же корень учёные-лингвисты обнаружили в древнеирландском, хеттском, армянском языках.
А в современных английском и немецком языках есть «нью» и «нойе».
Но ещё более интересно, что этот корень встречается и в эвенкийском — «нёву», что означает «первый». И в таджикском — «нав».
Данное слово есть и во всех славянских языках. В старинных русских пословицах часто встречаем: «береги платье с нову, а честь смолоду», «старый друг лучше новых двух».
И конечно, необходимо сказать о «Новом завете», который несёт людям новый свет, призывает к переменам в мыслях и поступках, устанавливает иные отношения с Богом и ближними.
Получается, название для нового, ещё не познанного появилось уже давно, чтобы описывать что-то очень важное в человеческом мировосприятии.
Возникшее в глубокой древности, из праязыка, слово «новый» отражает одно из главных свойств человека — стремление посмотреть свежим взглядом, взглянуть под другим углом, сделать шаг вперёд. В канун больших зимних праздников мы ждём улучшения нашего бытия. Поэтому и в поздравлениях часто желаем друг другу открыть новую страницу жизни.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Правда ли, что слово НОВЫЙ очень старое?
- Кто такие полиглоты?
- Что такое дар рассказчика и можно ли этому научиться?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Дорога жизни» заботится о детях, оставшихся без родителей
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Doroga-zhizni-480x368.jpg)
Ваня из Алтайского края попал в дом ребёнка в четыре месяца. Он родился с тяжёлым заболеванием. Врачи сказали родителям, что мальчик не выживет и рекомендовали написать отказ ещё в роддоме. Супруги были растеряны и не видели другого выхода, поэтому согласились. Так Ваня и оказался в детском учреждении. Однако история мальчика имеет счастливое продолжение.
Спустя некоторое время после того, как мальчик попал в детский дом, его здоровье ухудшилось и потребовалась срочная операция. Её могли сделать только в специализированной московской клинике. Дом ребёнка обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Дорога жизни». Его команда заботится о детях, оставшихся без попечения родителей. Предоставляет им необходимую медицинскую помощь и сопровождение, а также работает на тем, чтобы подопечные возвращались в кровные семьи или обретали новые.
При содействии фонда Ване сделали операцию в Москве. А пока он находился в больнице, волонтёры проекта разыскали родителей и сообщили им о его состоянии. Папа с мамой прилетели в столицу, чтобы увидеть сына. Специалисты фонда «Дорога жизни» рассказали им об особенностях здоровья ребёнка, о том, как о нём позаботиться, и какие для этого есть возможности в их регионе. В итоге семья оформила все документы и забрала Ваню домой.
Сейчас малыш живёт с родителями и старшей сестрой. Они активно занимаются с мальчиком. Недавно Ваня начал произносить первые слова. И теперь, когда отец возвращается с работы, он встречает его радостным возгласом: «Папа, папа!»
При участии фонда «Дорога жизни» происходит множество добрых историй. Если вы хотите больше узнать о проекте, поддержать его работу и подопечных, переходите на сайт «Дорога жизни».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сергей Фудель о духовной жизни». Прот. Игорь Фомин
![Вид с вечерней улицы на подсвеченные окна](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/01/svetlyj-vecher_16h9.jpg)
У нас в студии был настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин.
Разговор шел о размышлениях известного богослова, исповедника веры XX-го века Сергея Фуделя о духовной жизни христианина.
В частности мы говорили о книге «Путь отцов», где Сергей Иосифович собрал цитаты и поучения святых отцов, почему в этой книге основными столпами духовной жизни названы любовь, смирение и отречение себя, как на жизнь человека влияют молитва, покаяние, воздержание и что такое страсти и как их распознать.
Этой беседой мы продолжаем цикл разговоров о наследии Сергея Иосифовича Фуделя.
Первая беседа с Даниилом Черепановым была посвящена жизни и судьбе С.И. Фуделя.
Вторая беседа с Даниилом Черепановым была посвящена размышлениям С.И. Фуделя о Церкви.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер