Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 1-8

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важнейших христианских аксиом состоит в том, что известный нам мир не бесконечен во времени. В какой-то момент он изменится самым радикальным образом, и в нём не останется привычных нам физических форм жизни. Случится это после Второго Христова Пришествия, которое будет предваряться некоторыми характерными признаками. Об этом идёт речь в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка. Давайте послушаем его.
Когда мы говорим о христианской эсхатологии, то есть о конечных судьбах мира, у нас есть единственный непререкаемый источник информации — это книги Нового Завета, в первую очередь, Евангелие. Однако евангельские сведения об этом предмете довольно скудны и запутаны, а потому бывает крайне непросто отделить в них частное от общего.
Под частным в повествующих о кончине мира местах Евангелия подразумевается судьба Иерусалима в первом веке по Рождестве Христовом. Тогда — в 70-х годах — случилась масштабная национальная катастрофа, кульминацией которой стало разрушение Иерусалимского храма. Естественно, что Христос не мог об этом не говорить, ведь Израиль, будучи колыбелью знания о Едином Истинном Боге, имел всемирное значение, кроме того, многим непосредственным слушателям Спасителя предстояло стать очевидцами это катастрофы, поэтому Господь должен был их предупредить. Именно это Он, как мы услышали в только что прозвучавшем евангельском чтении, и сделал, указав на храм и сказав, что «всё это будет разрушено».
Однако сразу после указания на храм Спаситель перешёл к общему, то есть к конечным судьбам мира. Здесь, как мы понимаем, и начинается самое загадочное, ведь речь идёт о далёком будущем, и перечисленные Христом признаки довольно неспецифичны, совокупность же двух этих факторов рождает различного рода спекуляции.
Во-первых, Христос сказал, что перед кончиной мира многие прельстятся, так как примут за Спасителя того, кто Им не является. Эту мысль можно понимать по-разному. Если её понимать в узком смысле, то речь идёт о каком-то человеке, которого станут принимать за Христа. В широком же смысле слова Спасителя указывают на некое помрачение души, которое приводит к забвению Бога и к замещению Его чем-либо иным. К примеру, технологиями. Или же пустотой. Здесь не имеет значения что именно это будет, важно лишь то, что люди станут искать спасение не во Христе, а в чём-либо или ком-либо ином.
А ещё перед кончиной мира будут повсеместные войны, голод и другие катаклизмы, сопровождающиеся грозными природными явлениями. Мы помним, что в истории человечества такое происходило не раз, помним мы и что во Христа веруют совсем немногие, и, скажем, увлечённых астрологией людей значительно больше, чем искренних христиан. Но если есть все признаки, то стоит ли ждать скорой кончины? Ответа на этот вопрос не существует. Причина же отсутствия ответа в том, что Бог долготерпелив и многомилостив, Он делает всё ради спасения как можно большего числа людей, а потому наша задача не в том, чтобы высчитывать сроки и бояться, мы призваны к другому — к надежде, вере и любви. Слава Богу, у нас ещё есть возможность всё это в полной мере обрести!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов