
Однажды мы всей семьей поехали на машине из Москвы в Сочи. Решили разделить дорогу на несколько частей. Вечерами останавливались в разных городах по пути, чтобы переночевать, а с утра пораньше выезжали дальше. Но в день, когда по плану мы должны были приехать в Сочи, нам не удалось выехать рано утром. Собрались только ближе к обеду. Соответственно, получалось, что в Сочи мы приедем не вечером, как рассчитывали, а поздно ночью. И самое неприятное в этой ситуации было то, что последним участком дороги был горный «серпантин».
Те, кому знакома эта дорога, думаю, поймут наши переживания. А ведь мы должны были ехать там впервые! Да еще и ночью. Но, помолившись, все-таки решили преодолеть его, не делая перед серпантином остановку на ночевку. Хотелось поскорее приехать в конечную точку и как следует отдохнуть от долгой дороги.
Двое детей к моменту заезда на серпантин уже спали, и муж смог полностью сосредоточиться на дороге. К слову сказать, наши переживания не оправдались. Дорожное полотно было ровным, машин на дороге немного, главным было — не забывать про резкие повороты.
Так мы ехали некоторое время. И вдруг, когда до Сочи оставалось часа полтора, мы увидели, что на дороге, полностью заняв одну полосу, стоит грузовик. По виду это была ремонтная машина, рядом с ней находились рабочие. Но при этом больше ничего не происходило. Мы, как и пара машин перед нами, остановились. Позади нас начала скапливаться очередь из подъезжающих автомобилей. Что удивительно — все просто спокойно ждали, понимая, что, если стоит ремонтная машина, значит, на дороге что-то делают.
Во время этой вынужденной остановки кто-то выходил размяться. Мы же просто наблюдали за ситуацией, сидя в машине. Поначалу, конечно, и муж, и я немного встревожились — уже много времени, нам нужно ехать, а мы стоим. Но помолившись, мы решили уповать на Бога, и продолжили ждать. Так прошло минут тридцать-сорок. Вдруг в какой-то момент рабочие просто сели в грузовик и уехали. Поехали и мы.
По дороге всё высматривали, где же могли проводиться ремонтные работы. Но так и не нашли ни места ремонта, ни другой аварийной техники. Вообще никаких следов работ. В итоге мы так и не узнали, почему пришлось долго стоять.
Позже я несколько раз мысленно возвращалась к ситуации на серпантине. И поняла, что она напоминает мне о доверии Богу. Только Господь знает, как для нас будет лучше. От самого же человека Божий Промысл часто сокрыт.
В ту ночь, на серпантине перед Сочи, мы выбрали доверие Богу и Его действиям. Мы не знаем, что нас могло ждать на участке дороги, перед которым вынуждены были остановиться. Да и никогда, наверное, не узнаем. Но души тогда наполнило спокойствие, и мы мирно, без препятствий доехали до нужного места. А утром нас ждало море.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.