Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 1-10
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Жития святых свидетельствуют, что стремление к Богу и жизнь по заповедям Христовым всегда требуют от человека напряжения всех его сил, в том числе и сил интеллектуальных: святые были вынуждены непрестанно искать ответы на два основных вопроса, во-первых, на вопрос о воле Божией в той или иной конкретной ситуации, а во-вторых, на вопрос о том, как осуществить волю Божию. В Евангелии мы тоже видим портреты людей, которые стремились ко спасению, а потому были вынуждены предпринимать нетривиальные действия для его достижения. Один из примеров такого рода — мытарь Закхей, о котором повествует 19-я глава Евангелия от Луки. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Закхей появляется на страницах Евангелия внезапно и как бы случайно. Город, в котором он жил — Иерихон — находился на пути следования Господа Иисуса Христа. И описание Христова пути послужило основой для появления Закхея в Евангелии от Луки. Апостол Лука даёт нам некоторые предварительные сведения о Закхее: он мытарь, он богат, он небольшого роста, и он хочет видеть Иисуса. Из этих сведений невозможно сделать вывод о том, с чем было связано желание Закхея увидеть Христа — то ли это простое любопытство, то ли нечто большее. Однако имеет ли значение побудительная причина? Кажется разумным предположение, что если причина не упомянута в Евангелии, то о ней и не стоит рассуждать, ведь есть масса примеров того, как люди, зайдя в храм фактически случайно, оказывались в нём навсегда. Само желание человека оказаться в храме, или, как в случае с Закхеем, увидеть Иисуса — уже от Бога, и неважно, чем оно вызвано с сугубо практической точки зрения.
Значительно интересней было бы поразмышлять вот о чём: Бог подсказывает нам благие и спасительные действия, но всегда ли у нас хватает мужества, чтобы поступать так, как того хочет Бог?
Спаситель зовёт к Себе всех, однако было бы глубочайшей ошибкой думать, что Его призыв предполагает бездействие с нашей стороны. В самом деле: если кто-то пригласит человека на встречу, то приглашённый должен предпринять некоторый труд ради того, чтобы откликнуться на приглашение. Так и со Христом: Он приглашает всех, но дальше призван действовать сам человек. В зависимости от обстоятельств мы должны думать о том, как попасть на эту встречу. История Закхея показала, что даже физическое присутствие Христа рядом требует для встречи с Ним смекалки и забвения собственного статуса. Если же мы говорим о встрече со Христом в наше время — в период между Вознесением Господним и Его Вторым Пришествием — то здесь необходимо значительно больше смекалки и несопоставимо больше смирения. Собственно, вся наша аскетическая литература говорит именно об этом, и дай Бог, чтобы мы, вдохновившись примером мытаря Закхея, а также известных нам святых, обрели способность искать и находить пути ко Христу в любой, даже самой нетривиальной, жизненной ситуации!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов